Сексизм в мультфильмах: 50 случаев

За что обвиняют новое «Простоквашино» и не только

В начале мая «Союзмультфильм» представил вторую серию обновленного «Простоквашино», после которой на создателей посыпались обвинения в сексизме. Шутка устами папы дяди Федора звучала так: «Тебе в навигаторе надо было мужской голос выбрать. Женский право и лево путает».

Конечно, прикол довольно спорный, особенно если учесть, что по сюжету навигатор просто неверно расшифровал произнесенное вслух название деревни. Но это всего лишь одна фраза, а ведь в мультфильмах подобное предвзятое отношение к женщинам встречается намного чаще.

НА ЧТО РУГАЛИСЬ БЫ ЗРИТЕЛИ, ВЫЙДИ СТАРОЕ «ПРОСТОКВАШИНО» В НАШИ ДНИ

Внимание! Редакция Tlum.Ru уважает все перечисленные мультфильмы, это не попытка их в чем-то обвинить, а констатация факта: гендерные стереотипы в детской анимации появились не сегодня, просто раньше сексизм был не настолько раскрученным явлением. И только вы, как родители, можете помочь вашему ребенку разобраться, должна ли женщина провести жизнь на кухне в ожидании принца, или пришла пора взглянуть на вопрос иначе. Напомним, что сексизм — это предвзятое отношение к людям по половому признаку. Пожалуйста, не путайте его с феминизмом — последний выступает за одинаковые права для всех, а сексизм подчеркивает превосходство одного пола над другим.

 

Марш замуж и к плите

Роль женщины исключительно как матери и домработницы устарела уже несколько столетий как. Но кто-то до сих пор пребывает мыслями в тех архетипах, и виной тому отчасти классические старые сказки, в которых выйти замуж за принца являлось единственной целью жизни героини. А как дети сейчас знакомятся с такими сказками? Смотрят «золотую коллекцию Disney», например. Ту, что «про любовь». А еще про то, что «неважно, как, но женщине нужно быть красивой и найти богатого мужчину, иначе счастья не видать».

Например, Белоснежка. Такая прекрасная, что мачеха решила ее за это убить. Такая покорная, что без вопросов пошла в лес. Такая трудолюбивая, что зашла в чужой дом и сразу принялась прибираться. Это история про девушку, которая ждала в коме поцелуя, с которого и начнется ее «настоящая жизнь». Кстати, принц ее видит буквально во второй раз — но кого это волнует, вперед и под венец!

Следующая принцесса, Золушка, является олицетворением фразы «делай, что говорят, а думать и не надо». Сказали драить? Драй. Принц спас ее от пожизненной уборки, но не потому, что Золушка была хорошей домработницей — а потому, что она была красивой. Спящей красавице феи перво-наперво тоже подарили красоту, потом ее попыталась убить другая женщина из ненависти, а спас принц из-за красоты. А чудесная маленькая Русалочка? При всех очевидных достоинствах и нашей неизбывной любви к этой истории приходится признавать, что ее основная мораль звучит как «неважно, кто ты, главное — твоя внешность».

А какая тут песня Урсулы! Про «язык тела» и «мужчины не любят девушек, которые много болтают». Ярчайший сексизм во плоти.

Шутки про то, что принц Эрик женился на голой немой девушке, которую нашел на пляже, будут ходить еще долго. Ариэль пожертвовала всем ради парня, которого видела всего пару минут, и ей крупно повезло, что авантюра обернулась взаимностью и венцом. В реальной жизни это крайне маловероятно. И, конечно, богатое замужество с жизненным счастьем коррелирует лишь частично.

Еще немного старого сексистского Диснея. «Красавица и Чудовище» в нашем опросе на самый лучший мультик для девочек уверенно лидирует. Да-да, та самая яркая иллюстрация стокгольмского синдрома. Чудовище держит в плену красивую девушку, а она влюбляется в своего надзирателя. Просто пособие по домашнему насилию, где единственное достоинство Белль — ее красота, с помощью которой она превращает жестокого мужчину в доброго. И в конце, конечно, Чудовище тоже становится прекрасным принцем, потому что страшные люди априори не могут быть счастливы.

С подобной точки зрения предвзятым выглядит все «золотое» творчество студии Disney. Мы могли бы продолжать и с «Аладдином», где 16-летняя Жасмин максимально сексуализирована и даже соблазняет Джафара (там гораздо больше проблем с расизмом, на самом деле), и с «Тарзаном», где Джейн — типичная «дама в беде», которую спасает исключительно по-животному ведущий себя мужчина, и с «несчастненькой» Мегарой из «Геркулеса», и с типичной «мамочкой» Венди из «Питера Пэна», которой вторит типичная «стервочка» Динь-динь, чье призвание — чинить утварь, и спасибо, что она не замужем! Зато по попе от Питера она наглядно получила.

И кстати, не спешите разочаровываться в любимых мультиках! Напомним, что ничто не мешает вам и вашим детям дальше почитать эти старые анимационные сказки и ценить их красоту. Но стоит смотреть на их сюжеты несколько критически, ясно понимая и проговаривая юным зрителям, что это плохой пример для подражания в плане отношений и позиционирования женщин и мужчин в обществе. Ну и сейчас «мышиный дом» снимает мультфильмы в противоположном ключе, перерабатывая сюжеты древних сказок на прогрессивный лад.

Родись красивой

Точнее, нарисуйся, это же так просто! Мысль о том, что надиктованная текущей модой красота — непременная составляющая женского счастья, также является навязанной и ничего общего с реальным человеческим счастьем не имеет. Но у того же Disney легко найти примеры жеманных красавиц, от пушистой Герцогини из «Котов-аристократов» до Гаечки из «Чипа и Дейла», от Леди из «Леди и Бродяги» до Поночки из старых «Утиных историй», где все перечисленные — исключительно милые поверхностные героини, чья роль в сюжете во многом определяется их внешностью. Красивая мордочка и покорный темперамент — вот их полное, исчерпывающее описание. Конечно, в мультиках их все любят, но задумайтесь: вы бы хотели, чтобы ваша дочка ориентировалась именно и только на это — быть наивной, кроткой и выраженно привлекательной, что бы с ней не случилось по жизни?

Чтобы не зацикливаться на Диснее, вспомним, например, «Подводную братву», мультфильм 2004-го года, почему-то получивший номинацию на «Оскар». Лола, героиня Анджелины Джоли, представляет собой пустое красивое место. Очень красивое и сексуальное (хотя зачем зрителям это чувство по отношению к рыбе, вопрос интересный). И очень пустое.

Ну и пара слов про нашего «Лунтика». Цитата из серии «Сами справимся»: «Девочкам не обязательно быть сильными. Пусть будут красивыми». Действительно, этого же целиком хватает помешанным на своей внешности бабочкам! Не забудьте объяснить маленьким любителям сиреневого пришельца: есть сильные девочки, слабые мальчики и некрасивые люди обоих полов. И все они могут быть счастливы и любимы.

 

«Тян не нужны»: гендерный дисбаланс в персонажах

Немного математики. По подсчетам некоторых киноведов, «брутальные мачо» захватили мультфильмы, и на одну анимационную героиню в среднем приходится аж три героя. Причем эта героиня обязательно должна быть молодой и красивой, иные просто не допускаются. Что касается численных подсчетов и сухих фактов, существует специальный тест Бехдель, определяющий сексизм в кино.

Чтобы его пройти, в фильме/мультфильме должен быть разговор двух женских персонажей, у которых есть имена, и говорить они должны не о мужчинах. Вы удивитесь. Тест не проходят многие очень известные ленты. Вот непрошедшие мультики из недавних: «Босс-молокосос», «Эмоджи фильм», «Дикие предки», «Тайная жизнь домашних животных». Вот непрошедшие мультики из старых: «Король лев», «Ледниковый период»… список можно долго продолжать, и он действительно внушающий.

Но вернемся к мультикам, в которых просто почти нет женских персонажей. Врассыпную: «Смурфики» с единственной героиней Смурфеттой. «Миньоны», мультик про парней с героиней-злодейкой. «Похождения императора», мультик про парней с героиней-злодейкой. «Самолеты», мультик про парней с одной девушкой, у которой даже постоянного имени нет. «Монстры на каникулах» — только Мэвис, милая да красивая мама у плиты… простите, у колыбели. И от того же Тартаковски — «Самурай Джек», мультсериал про парней, девушки там просто не нужны.

Едем дальше: «Дорога на Эльдорадо», мультфильм, где единственный женский персонаж по имени Чел полностью объективизирован с сексуальной точки зрения. «Ледниковый период», где женским персонажам отводится мелкая роль сравнительно безвольных спутниц-самок, и то не с первой части. «Кунг-фу панда», где всего два женских персонажа, обе выраженно сексуализированы и играют мебельно-вспомогательную роль. «Angry birds» с их розовыми птичками-девочками и птицами-мальчиками всех цветов. «Мадагаскар» с пусть «бодипозитивной», но единственной и не такой уж важной Глорией.

Мультфильм «Лоракс» также активно ругают за мерзкую шутку, где главный герой поворачивается к камере с ужасным «это что, женщина?!». Губка Боб — известный сексист. А о данной проблеме в «Щенячьем патруле» мы нашли аж целое исследование, представьте.

 

Корпорация мальчиков

Как ни грустно это осознавать, но одна из лучших анимационных студий современности — Pixar — это клуб мальчиков, снимающих мультфильмы про мальчиков и для мальчиков. Девочек там мало, чисто для галочки, чтобы тест Бехдель пройти. Тут и «Корпорация монстров», и «Вверх», и «История игрушек», и «Город героев», и «Тачки», и «Хороший динозавр» — сейчас вы могли вспомнить разве что малышку Бу, парочку фоновых супергероинь для компании Хиро и машинку-адвоката. И, собственно, все.

Особо яростно здесь порицают «Рататуй», где якобы есть сильная женская героиня, но и она в итоге становится лишь подружкой раздолбаю-недоповару, сложив все свои мечты о женщинах в кулинарии в угоду мужским героям. А как же «Суперсемейка», просите вы? Да, спасибо за Эластику и Виолетту, редкие исключения. А как же «Головоломка», спросите вы? Да, она прекрасна. А как же «Храбрая сердцем», спросите вы?

Конечно, это действительно история про двух сильных женщин, одна из которых весьма непедагогично отравила другую. Изначально работу над мультиком про шотландскую принцессу начинала женщина-режиссер Бренда Чепмен, которую, собственно, и позвали разбавить «мальчишник» Пиксара. А потом взяли и отстранили, перепоручив Марку Эндрюсу. Впрочем, тема «женщины в мультипликации» — отдельный невеселый обзор.

 

Тотальный стереотип

Особая порода мультфильмов — которые про девочек, и их там много, но все они полностью олицетворяют стереотип о девочках, и ничего более. То есть думают только о внешности, одежде, мальчиках, сплетнях и чуть-чуть о спасении мира, если очень повезет. Пример — мультсериал «Тотали Спайс», где даже в момент смертельной опасности героини переживают за сломанные ногти больше, чем за свою жизнь. Туда же — «Братц» и некоторые другие мультики про модные девчачьи компании.

Впрочем, это не обязательно должны быть компании. Многие взрослые зрители недолюбливают, например, «Леди Баг и Суперкот» именно по этой причине: Маринетт отважная и решительная, но чуть дело касается личного фронта — сразу теряет голову почти что в буквальном смысле. Как ежедневно спасающая мир девушка может быть такой беспомощной, вопрос открытый. А есть наши «Барбоскины», где Роза — типичная блондинка, а Лиза — типичная наивная болтушка, и ничего больше за их характерами под лупой не разглядеть.

Сюда же, пожалуй, можно отнести жен из «Трех богатырей» — их постарались наделить своими характерами, но сюжетная функция все равно сохранилась только вспомогательная и шаблонная. Не про них истории снимают.

 

А как же мужчины?

Разумеется, не только женские персонажи «страдают» от сексизма в анимации, парням тоже достается. Впрочем, что характерно — таких примеров очень мало, но ради равновесия назовем и их. Первым делом — целиком феминистичное «Холодное сердце», гимн самостоятельных девушек, где принц злодей, а второй парень — просто для галочки.

Или вечные «My little pony», мультсериал о шести взрослых героинях, которым противоположный пол просто неинтересен. «Барби», где у Кена роль мебели, впрочем, мультики про пластиковую куколку логичнее отнести пунктом выше. И, конечно, «Свинка Пеппа», постоянная героиня множественных скандалов. В ней всегда «папа глупый», братик Джордж еще глупее, а вот героини — ух, какие все крутые.

 

Какой кошмар. А есть мультики без сексизма?

Есть. Чуть-чуть. И их авторы — вовсе не обязательно женщины. Полностью гендерно равноправны работы Хаяо Миядзаки и его европейского последователя Томма Мура («Тайна Келлс», «Песнь моря»). Относительно недавно в студии Disney взяли совсем другой курс — так что начиная с «Принцессы и лягушки» большинство их героинь, включая принцесс — сильные, решительные и со своим мнением. Сюда же — «Мулан» и «Добытчица», которые буквально борются с сексизмом (хотя в случае первой все равно случается венец), «Зверополис», который выступает против любых стереотипов, и даже наши родные «Фиксики» или «Сказочный патруль», где героинь хватает, и все они — яркие и самодостаточные.

 

Еще больше интересного в нашей группе в «Одноклассниках» и ВКонтакте.

Интересное по теме:
Куда делись робкие барышни и откуда столько пацанок
Суровые первоисточники детских сказок

Дата публикации:
Источник: Tlum.Ru