8 историй о том, как Disney использовали чужие идеи
Тайные первоисточники популярных мультфильмов
Некоторые древние философы полагали, что идеи буквально витают в воздухе, а мы всего лишь считываем их из информационного поля Вселенной. Когда речь идет о высоком искусстве или, например, удивительных мультфильмах-близнецах, мысль об этой гипотезе действительно возникает часто.
Совпадение идей зачастую можно объяснить гораздо банальнее — недавно мы рассказывали о «мокбастерах», ярких примерах того, как по хорошим мультфильмам под копирку делают плохие. А бывает и наоборот. Или не совсем наоборот, но похоже: когда по малоизвестной или воплощенной в другой форме идее создают громкий популярный мультфильм, а вы об этом даже и не знаете. Но мы расскажем.
9 БЕЗУМНЫХ ФАНАТСКИХ ТЕОРИЙ ПРО МУЛЬТФИЛЬМЫ DISNEY
И сразу оговоримся: по большей части это все могут быть домыслы, догадки и сплетни негативно настроенных критиков студий Disney и Pixar, о которых пойдет речь. Однако, каждая из этих историй так или иначе имела место быть, и от этого любимые мультфильмы приобретают дополнительный шарм и хитринку.
«Король Лев», 1994
Идем по хронологии и сразу попадаем на один из самых известных и скандальных случаев, когда студию Disney обвиняют в бессовестном копировании чужой мысли. Речь, разумеется, о «Лео: Император джунглей» и «Белый лев Кимба», японских комиксах (в обиходе манге) и аниме середины 60-х годов прошлого века. Автор манги — известный Осаму Тэдзука (он же придумал Астробоя). Сам мультсериал — чуть ли не первый цветной в Японии! Разумеется, пользовался в те года большим успехом, причем не только на родине.
На первый взгляд вышедший тремя десятилетиями «Король Лев» на «Кимбу» похож, но лишь общими чертами: львята по именам Кимба и Симба в качестве главных героев и их эпическое приключение вместе с другими животными в родном краю. В «Лео: Император джунглей» главные враги — это люди, пришедшие в заповедные земли, и в этом плане сюжеты действительно разнятся.
А вот на второй взгляд заимствования вылезают одно за другим. Вот Кимба с Симбой с их очаровательными черными отметинками на ушках. Вот почти одинаковые глупые гиены. Вот мудрый бабуин, раздающий жизненные советы в обоих мультфильмах.
Да что там персонажи — даже ряд сцен был фактически срисован: летящие аисты, разговор с призрачным облачным предком, пафосно бегущий главный герой… Посмотрите на сам сценарий — и там, и там это история о детеныше могучего правителя, возглавляющего общество разумных животных. И там, и там этот правитель трагически гибнет в начале ленты (отца Кимбы убивают охотники), обоим малышам приходится бежать и скрываться, чтобы позже вернуться и отомстить обидчикам. На пути им встречаются положительные герои с философским подходом к жизни, а в конце они возвращают то, что им принадлежит по праву. Такое вот совпадение. Но совпадение ли?
Когда состоялся релиз «Короля Льва», множество фанатов оригинального «Белого льва Кимбы» стали обвинять студию Disney в плагиате и даже выслали им разгромную петицию. Этому способствовал тот факт, что на вошедшем в одно из DVD-изданий эскизе Симба изображен совершенно белым (!), в рабочих материалах по мультику присутствовали «опечатки» с Кимбой вместо Симбы (!!), ну и самое главное — слова Мэттью Бродерика, озвучивавшего Симбу: поначалу актер был уверен, что его позвали в проект, связанный с «Белым львом Кимбой». И всем говорил, что идет озвучивать Кимбу, львенка из мультика его детства, а потом его ждал такой вот «совершенно самостоятельный» сюрприз.
Ну, а сами Disney отвечали коротко: «Все совпадения случайны». Знать они ни о каком Кимбе не знали (что странно, учитывая большую популярность мультика про белого львенка в Америке), а вдохновлялись только «Гамлетом» и «Бэмби». А сам Осаму Тэдзука, кстати, тоже не из воздуха идею взял, а опирался на американский комикс «Симба: Царь зверей», где как раз про льва против охотников. Вот такой клубок из взаимных обвинений и непоняток. Кстати, комикс действительно выглядит как начало всей этой истории.
Кто же здесь прав, так и осталось неведомо. Зато кто победил, ясно точно — при «Короле Льве» белого Кимбу вспоминают крайне редко и в основном в подобных обзорах неизвестностей. Что зря, мультфильм достоин вашего внимания. Ну и на закуску — ролик со сравнением сцен из «Короля Льва» и «Белого льва Кимбы». Наслаждайтесь!
Источник: Twilight3265
«История игрушек», 1995
Разумеется, отнюдь не одним «Королем Львом» живы нападки на Disney в области сворованных идей. И все же в основном хитромудрые «мышиные» сказочники брали за основу детские сказки, либо так или иначе приобретали права на литературные первоисточники, так что весь негатив сразу разбивался о законность сценарных источников студии. Потому перейдем к Pixar. Их вышедшая в те же года «История игрушек» произвела настоящий фурор. Еще бы — первое полноценное анимационное 3D и просто прекрасный мультик о том, что делают игрушки, когда их не видят.
Похожую историю рассказал Джим Хенсон в своей «Елочной игрушке» («The Christmas Toy», 1986). Там герои его родного «Маппет-шоу» также выступают в роли игрушек, оживающих, пока поблизости нет людей. Их хозяин открывает рождественские подарки, среди которых (удивительно!) оказывается Метеора, Королева Астероидов. Космическая героиня, разумеется, не в курсе, что она игрушка, а старые любимцы ревнуют и волнуются, как бы она их не вытеснила.
В общем, источник вдохновения налицо, но это сегодня мало кого волнует — канал ABC, на котором вышла «Елочная игрушка», компания Disney позже как раз и приобрела. К самому мультику еще выходил сериал «Тайная жизнь игрушек», фрагмент которого вы можете оценить (и порадоваться оригинальной задумке!) прямо сейчас.
Источник: The Jim Henson Company
Кстати, на этом заимствование идей главным игрушечным мультфильмом у кукольных шоу не заканчивается. По крайней мере, «Истории игрушек 2» тоже перепадает за якобы плагиат относящейся к «Улице Сезам» ленты «Следуй за птицей» («Follow That Bird», 1985). Коротко: Большую Птицу похитили и отправили в цирк, откуда героя спасает разношерстная компания друзей и возвращает домой.
Источник: Movieclips Trailer Vault
Поговорим об «Истории игрушек 3»? Ее сравнивают с «Отважным маленьким тостером» (1987). Ребенок отправляется в колледж, а его любимые игрушки или бытовая техника (нужное подчеркнуть) из-за нелепой случайности оказываются где-то не там. Но, объединившись и помогая друг другу, храбрые герои добираются до дома хозяина и… не воссоединяются с ним. А еще по дороге им встречается свалка и успешно избегается смерть на конвейере.
Конечно, это только самые общие черты (как и в предыдущем примере), из-за которых глупо кричать про «скопировали!», и все же вспомнить можно. К тому же, «Отважный маленький тостер» искренне рекомендуется к просмотру всем, кому нравится «История игрушек». Мультик очень добрый и душевный.
Источник: thingsandtings
«Корпорация монстров», 2001
Здесь целый букет обвинений, в основном все косвенные и даже не очень похожие на «Корпорацию Монстров», но раз уж мы здесь собрались, стоит вспомнить. Перво-наперво — фильм «Маленькие монстры» (1989), где мальчик обнаруживает под кроватью синее, рогатое и милое чудище по имени Морис.
Морис наводит в комнате хаос и открывает герою целый мир монстров, вход в который находится под детскими кроватками. Под всеми детскими кроватками, чтобы было понятно — и все это глобальная сеть по нанесению хулиганства. В общем, что-то определенно есть. Очень схожее.
Еще стоит вспомнить поэтессу Лори Мадрид, которая судилась с Disney — очертания ее стихотворения «Монстр в моем шкафу», которое она ранее пыталась пристроить в разные издательства, проглядывает в творении Pixar. Но суд обвинение отклонил — тема монстров в детской комнате вообще давняя и распространенная.
«КОРПОРАЦИЯ МОНСТРОВ» И ДРУГИЕ ЛУЧШИЕ МУЛЬТФИЛЬМЫ ПРО ДРУЖБУ
И еще здесь должен быть рисунок художника Стэнли Мауса (известного своими обложками альбомов группы Grateful Dead), который аналогично подавал суд за использование его образа одноглазого монстра. Лохматого, которого якобы разделили на Майка и Салли. Идею работающих в корпорации монстров тоже он предлагал, между прочим.
Но и здесь Disney-Pixar были непреклонны: придумали сами и ничьих авторских прав не нарушили. А у парня было «отнято дело всей его жизни», между прочим!
«В поисках Немо», 2003
Однажды (точнее, в 1995-м году) французский детский писатель Франк ле Кальве издал книжку под названием «Рыбка-клоун Пьеро» («Pierrot Le Poisson Clown»). Главный хвостатый герой истории потерял отца, которого съели злые хищники, и оказался отделен от матери. Вместе с рыбой-хирургом (привет, Дори!) и креветкой малыш Пьеро отправляется в эпичное приключение, дабы воссоединиться с мамой. Такая вот трогательная история, вышедшая много раньше, чем «В поисках Немо».
Занятно, что иск против создателей мультфильма был проигран, а автору еще и за издержки пришлось заплатить.
«Тачки», 2006
На «Суперсемейке» останавливаться не будем — это все-таки во многом остроумная пародия, на «Фантастическую четверку» в том числе. Ну, а что столько сходств — вся супергероика где-то что-то у кого-то подсматривает, не правда ли? Похожая ситуация обстоит и в мире глазастых говорящих машинок. Флагманы здесь, конечно, «Тачки», но в подобной манере мультики рисовали и до них — например, сериал «Город тачек» («Auto-B-Good»), где живые машинки мирно живут в своем населенном пункте и радуются своему странному существованию. Наверное, они тоже по-настоящему живые, как и герои «Тачек».
ВЗРОСЛЫЕ ШУТКИ В «ТАЧКАХ» И ДРУГИХ МУЛЬТФИЛЬМАХ
А еще есть фильм «Доктор Голливуд» (1991), где молодой хирург терпит ДТП в захолустном городишке по пути к карьере и славе.
Местный судья приговаривает амбициозного молодца к исправительным работам длиной в неделю в больнице — пока чинится ограда и сломанный об нее красный «Порше» молодого врача. За неделю он, как вы уже поняли, проникается любовью и к уютному населенному пункту, и к одной молодой и сильной коллеге. А чем все кончилось, вы тем более уже догадались. Идеи определенно витают в воздухе, а вы как думаете?
«Вверх», 2009
В какой-то момент стало понятно, что подавать иск в суд на Disney — это просто правило хорошего тона, иначе нельзя. Ну или хотя бы найти что-то похожее в мировой истории культуры и как раздуть шумиху побольше: вот, глядите, своровали. Так было с «Рататуем», которого сравнивали с комедией «Мышиная охота» (1997). Мышь с кулинарными способностями — это приговор. Досталось и культовому «ВАЛЛ-И» — за внешнее сходство с Джонни № 5 из фильма «Короткое замыкание» (1986) и идею о деградирующем человечестве из «Идиократии» (2006). Но это все, на наш взгляд, уже совсем придирки. А вот случай с французской короткометражкой, которой явно вдохновлялись создатели «Вверх!», точно заслуживает вашего пристального внимания.
Источник: Topk83
Просто посмотрите на эту пожилую женщину, поднимающую свой старый домик в воздух, и сразу все станет понятно. Создатели короткометражки тоже заметили сходство, однако поделать ничего не могли — их мультфильм создавался в рамках обучения в школе анимационного искусства и авторские права на него не распространялись.
ДОМ В ВОЗДУХЕ И ДРУГИЕ СЦЕНЫ ИЗ МУЛЬТФИЛЬМОВ, ПОВТОРЕННЫЕ В РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ
Кстати, режиссер «Вверх!» Пит Доктер в разное время давал разную информацию по поводу рождения идеи мультика (говоря проще — расходился в показаниях). Но ценность его творения от этого не сильно падает, как считаете?
«Головоломка», 2015
Недавний хит Pixar имеет подозрительное сходство с британским комиксом «Numskulls» («Тупицы»), выходящим в виде «стрипов» (полос) в ряде изданий с 1960-х годов аж. Ну, как-никак антропоморфные создания внутри человеческих голов, контролирующие личность, не каждый день встречаются.
Однако здесь ситуация обернулась позитивно: в специальном издании комикса персонажи «Тупиц» от души посмеялись над хитом Pixar, его создатели признали, что им льстит это сравнение, но никаких заимствований здесь нет — и персонажи, и общая атмосфера комикса вообще другие.
«Зверополис», 2016
Ну и завершим недавней каверзной историей с Гари Голдманом, сценаристом «Все псы попадают в рай» и «Анастасия». Автор утверждал, что предлагал идею «Зверополиса» студии очень давно, ему отказывали, а потом взяли и нарисовали мультфильм точь-в-точь по его задумке. Что сталось с истцом, интернет умалчивает — но есть все основания думать, что «яростная защита» адвокатов Disney и тут не дала слабину.