Ребёнок говорит, что никто не хочет с ним дружить
Что делать родителям?
В идеале нам всем нужны друзья — близкие люди, с которыми легко быть самими собой. Которые дают возможность чувствовать уважение, ценность и поддержку, с которыми можно честно делиться своими мыслями и эмоциями. Но находить друзей не всегда просто. Взрослым на этом фронте бывает совсем тяжко, но даже у детей здесь встречаются проблемы. Некоторые малыши заводят дружбу с большинством подходящих претендентов, в то время как другим требуется больше времени, чтобы сформировать новые социальные связи.
Тлум.Ру разбирает несколько способов, как помочь ребёнку-дошкольнику обрести хороших друзей.
Как дети заводят друзей?
Дружба детей может сильно отличаться от аналогичного процесса у взрослых, и способы, которыми они заводят друзей и взаимодействуют с ними, меняются по мере взросления. Конечно, не существует строгих установленных правил. Если вам кажется, что способ вашего ребёнка дружить не соответствует шаблону, вам совершенно не о чём беспокоиться. Это скорее примерная подсказка для ориентира.
Возраст 3−6 лет: «Я хочу, чтобы всё было по-моему»
В этом возрасте дети весело проводят время вместе, но часто меняют друзей. Они ещё не умеют смотреть на ситуацию с точки зрения другого человека, поэтому могут расстроиться, если их друзья не чувствуют того же, что и они.
Возраст 5−9 лет: «Какая у меня выгода?»
На данном этапе дети склонны думать о том, что они получают от дружбы, а не о том, что они способны дать сами. Они могут использовать дружбу как разменную монету: «Я буду твоим другом, если…»
Возраст 7−12 лет: «Играй по правилам»
К этому возрасту дети уже в состоянии смотреть на вещи с точки зрения друга и начинают осознавать, что же они сами привносят в дружбу. Справедливость очень важна в этот период, как и чувство желания соответствовать. Именно тогда дети могут начать говорить такие вещи, как «я никому не понравлюсь с этой причёской» или «никто не будет играть со мной, если у меня не будет этой игрушки».
Возраст 8−15 лет: «Забота и доверие»
Теперь дети начинают помогать друг другу решать проблемы и доверять друзьям мысли и чувства, о которых они не рассказывают никому другому. И это нормально!
От 12 лет и старше: «Друзья навек»
С этого возраста у детей начинают развиваться доверительные, поддерживающие и близкие дружеские отношения, в которых различия между людьми не становятся препятствиями для отношений.
Как помочь дошкольникам завести друзей?
№ 1. Не ожидайте слишком многого и слишком скоро
Примерно в три года дети делают самые первые шаги в развитии социальных навыков. Чаще всего они участвуют в параллельной игре — ребёнок играет отдельно, но рядом с другими детьми, часто повторяя их действия. В три-четыре года развивается ассоциативная игра, и дети начинают взаимодействовать друг с другом время от времени, но лишь иногда. Они постепенно осознают концепцию «дружбы» и хотят играть с другими.
Ожидать, что на этом этапе дети будут играть в сложные, совместные, социальные игры без поддержки взрослых, не стоит.
№ 2. Моделируйте успешное социальное поведение
Убедитесь, что демонстрируете грамотное социальное взаимодействие и позитивный социальный язык при общении с друзьями и семьёй. Проще говоря — наслаждайтесь временем со своими близкими и друзьями — это полезно и для вас.
№ 3. Поддержите социальную игру детей
Маленьким детям, особенно робким, иногда нужна поддержка взрослых, чтобы добиться успеха в социальных ситуациях. Будьте рядом, когда ваш ребёнок играет с другими — так у вас будет возможность помочь найти правильные слова, если малыш не уверен в своих действиях, и выручить, когда между детьми возникают ссоры.
№ 4. Настройтесь на успех
Продумайте свои прогулки так, чтобы детям было легко играть в социальные игры со сверстниками. Если ваш ребёнок находится на ранних стадиях социального развития (например, в уже упомянутой параллельной игре), организуйте занятия, в которых он сможет играть рядом с другими детьми. Хотя может показаться, что дети «игнорируют» друг друга, на самом деле они учатся у сверстников многим важным социальным навыкам, играя бок о бок и укрепляя свою уверенность.
Убедитесь, что у вас достаточно игрушек, чтобы делиться ими и играть по очереди, а ребёнок при этом не чувствует себя «ограбленным». Если у вас всего десяток кубиков на троих-четверых детей, ни у кого не будет достаточно деталей, чтобы что-нибудь построить, что расстраивает и не способствует сотрудничеству.
№ 5. Не забывайте о практике
Помогите ребёнку практиковать социальные навыки и развивать дружеские отношения, организовав время с другими детьми, находящимися на аналогичном этапе развития (это совсем не обязательно должны быть сверстники, поскольку все дети развивают навыки с разной скоростью) и со схожими интересами.
Пригласите ребёнка и его родителей: пускай дети играют, а у вас тоже будет шанс завести друзей. Если мама или папа останутся с ребёнком, это придаст ему уверенности и поможет всем чувствовать себя более непринуждённо. Присоединяйтесь к группе или занятию, которое интересует вашего ребёнка: музыка, рисование, танцы или любая другая групповая активность — там шанс познакомиться с единомышленниками особенно высок. Удачи!
Читайте также:
10 маленьких советов для родителей, которых не слушают
Как быстро понять, что ребёнок в стрессе