Как помочь ребёнку правильно формулировать свои переживания и рассказывать о них
Учимся думать и общаться на верной волне
Будучи родителями, взрослые постоянно задают детям вопросы. По дороге из детского сада или из школы, после посещения спортивной секции или долгого сна в выходной день. Среди прочих звучит: «Как твои дела?», ответ на который не всегда является отражением реальных переживаний.
Сегодня Тлум.Ру расскажет родителям о кое-чём очень важном. Вы узнаете, как подтолкнуть ребёнка к правильному формулированию внутренних переживаний, после чего ваши диалоги станут полезнее и эмоциональнее.
С чего начать?
Во-первых, это лучше делать с малых лет, когда дети уже умеют говорить, заодно поможете их словарному запасу. Во-вторых, оцените умение ребёнка контролировать эмоции. Если он плохо успокаивается, отказывается слушать и полностью погружается в радость/злость/восторг/вредность, то, в общем-то, винить его не за что, малыш пока не владеет навыком эмоциональной регуляции.
Именно она помогает нам, взрослым, не начинать свистеть, будто чайник, когда разгорается конфликт. Эмоциональная регуляция — верный друг, когда дело касается сильных эмоций. Мы в состоянии заранее предугадать последствия в случае срыва, знаем, что репутация важна и попросту готовы беречь нервные клетки. Дети подобного в силу возраста не умеют, так что этому-то и стоит их обучать.
Сколько эмоций знает ваш ребёнок?
Вы можете выяснить это разными способами:
— попросить изобразить на бумаге — пусть у разных персонажей явно проявляются эмоции;
— с самого утра спрашивать, что у ребёнка вызывает то или иное ваше действие: не дали на завтрак сосиски, вывели на прогулку раньше, позволили самостоятельно выбрать сладость в магазине.
Если замечаете, что эмоции скупы и часто повторяются — начните подсказывать через свой взгляд на мир: «Вчера на работе я испытывал/а раздражение из-за нового отчёта», «Порядок в твоей комнате подарил мне покой», «Я с интересом провёл/а этот вечер в компании твоих друзей и их родителей».
Также знакомство со спектром человеческих эмоций можно устроить через прочтение соответствующих книг, в которых показаны простые сюжеты и гиперболизированные эмоции — всё наглядно и понятно.
Найдите связь
После того, как графа с эмоциями пополнена и пробелы не видны, пора переходить к причинно-следственным связям. Начните с того, что ребёнку знакомо — с быта. Узнайте, как он считает, почему вы ругались на следы от обуви на полу; почему радовались, когда малыш за обедом съел все овощи; почему расстроились при просмотре любимого трогательного мультфильма.
Не стесняйтесь расширять вопросы на этом этапе и интересоваться о причинах проявления эмоций у персонажей сказок, соседей по лестничной площадке, одногруппников в детском саду и далее по списку.
Ребёнку хорошо бы научиться понимать, что у каждой эмоции есть причина — тоска или радость не появляются просто так. А если и появляются, то это повод обратиться к терапевту, который назначит соответствующие исследования и анализы.
Найдите пути обхода
Чтобы выйти на улицу, требуется одеться, обуться и не забыть взять с собой ключи — здесь методика понятна. Чтобы перестать дуться на друга, отменившего поход в гости, детям нужно отвлечение. Порой они этого не осознают.
В ваших руках есть возможность подтолкнуть ребёнка найти обходной путь, который не приведёт к полному расстройству и упадку сил. Интересуйтесь, что поможет почувствовать себя лучше по той или иной причине. Услышав ответ «Ничего», попробуйте предложить что-то сами.
Найдите выход
Любая эмоция, как и всё в этой жизни, заканчивается. Мы в состоянии самостоятельно выбрать этот момент. Успокоить себя или наоборот взбодрить.
Объясните, что вы тоже злитесь или испытываете невероятную радость — каждую эмоцию хочется как следует проявить, дать о ней знать хотя бы ближайшему окружению. К сожалению, это невозможно, ведь тогда бы порядка в мире не было. Наши эмоции на то и наши — нам в первую очередь стоит оценить их, обработать и выпустить наружу.
Расскажите, что во время ссоры важно не поднимать голос, а во время конфликта никогда-никогда нельзя применять силу, радостью можно поделиться без возможности заставить другого человека услышать звон в ушах от вашего крика, а плакать от горя лучше не в одиночестве.
Главная мысль: проявлять эмоции — обычная часть нашей жизни, но нельзя давать им контролировать нас, наши мысли и поступки.
Теперь ваш ребёнок распознаёт много эмоций, понимает причину их появления и в теории знает, что должен главенствовать над ними. Думаете, на этом всё закончилось? Никак нет, работы ещё полно. Что следует сделать дальше?
Введите в ежедневную рутину разговоры об эмоциях
Вы приятно удивитесь, осознав, что «Нормально», «Хорошо» или «Пойдёт» от вашего ребёнка намного разнообразнее, чем вы привыкли думать. Наступает время, когда «Как дела?» превращается в «Как ты себя чувствуешь? Какие эмоции наполняли тебя за прошедший день?», не бойтесь задавать подобные вопросы, не бойтесь и сами отвечать на них, даже если ребёнок не спрашивал — так вы в очередной раз покажете, что тоже преодолеваете разного рода трудности.
Подобные разговоры, став нормой, превратятся в связующий мостик между вами и ребёнком, что в будущем позитивно отразится на ваших отношениях.
Конечно, помните о личных границах, и если ребёнок не хочет делиться переживаниями в один из вечеров, не давите, будьте терпеливы, лучше проявите ласку и заботу или попробуйте отвлечь его на что-то расслабляющее.
Стоит ли вести дневник настроений и как контролировать эмоции?
Дневник настроения — почти как обычный, не считая того, что там всё сосредоточено на эмоциях и переживаниях. Подобная практика полезна детям в случае, если им крайне сложно справляться с собой. Пробуйте разные методики, кто-то даже создаёт целые уголки, посвящённые настроениям, там ребёнок, будто на школьную доску, наклеивает соответствующие кружочки.
Касательно непосредственного контроля эмоций — здесь всё сложнее. Опять же напомним, если вы ощущаете, что не в силах справляться с буйством ребёнка даже посредством диалога, то обратитесь к врачу, возможно, дело не только в пресловутом недопонимании между поколениями.
Тем же детям, которые постепенно учатся контролировать эмоции, но порой это сложно, специалисты рекомендуют регулярное посещение спортивных секций. Они помогают по всем фронтам: физически и психологически. Сбрасывая пар на занятии, ребёнок заодно приобретает необходимое количество уверенности и даже учится правильно проигрывать.
Есть альтернатива дневнику?
Да, масса. Приложения, направленные на проработку и оценку эмоционального интеллекта сейчас в большом разнообразии. Их очевидный плюс — всегда в кармане, не требуется носить с собой тетрадь или же вечером силиться вспомнить, что произошло на день. Вместе с ребёнком выберите подходящий функционал, настройте уведомления и чуть позже разглядывайте прогресс вместе.
Важно: в отличие от бумажного дневника, цифровой требует особого «ухода». Многие из таких приложений нужно дополнительно синхронизировать с облачным хранилищем или периодически скачивать содержимое в память — иначе при смене телефона или переустановке программы в имеющемся есть риск потерять свои заметки. Не забудьте проверить этот момент и совершить привязку сразу.
Совет для взрослых
Постарайтесь не требовать от ребёнка больше, чем он способен дать. Некоторые дети по природе своей интровертны, не говоря уже о детях с РАС — эмоции им проще перерабатывать не в диалоге и попытках оценить свои действия, а через игру или творчество.
Все мы разные, но одно точно — эмоции у нас одинаковые, все взрослые когда-то были детьми и не могли контролировать себя. Мягче относитесь к всплескам от детей и постепенно внедряйте в семейную рутину простые практики, направленные на неконфликтное взаимодействие между людьми. Удачно вам поэмоционировать!
Читайте также:
10 маленьких советов для родителей, которых не слушают
Как быстро понять, что ребёнок в стрессе