«Хорошее приложение не должно затягивать ребенка надолго»

Руководитель издательства «Интерактивный Мульт» Алексей Ильин о создании виртуальных детских миров и о том, почему «наживаться» на детях это нормально

За свое совсем недолгое время существования (первый продут был выпущен в октябре 2015-го) компания «Интерактивный Мульт» не единожды выбивалась в разные топы и подборки «лучших» со своими творениями. Только недавно вышедшая игра про «Сказочный патруль» или новогоднее продолжение одной из лучших игр 2016-го года «Ми-ми-мишки» сразу же оказались в списках лидеров в популярных магазинов приложений, а общее количество загрузок всех игр перевалило за 7 миллионов. Мы пообщались с руководителем этой «корпорации зла» и попытались выяснить, каким образом «Интерактивный Мульт» смог добиться такого успеха за столь короткий срок.

Алексей Ильин — руководитель издательства «Интерактивный Мульт», магистр техники и технологий, окончил МИФИ. В 2014 году возглавил направление детских игр на ВГТРК.

— Скажите, пожалуйста, в каком статусе вы были, когда был запущен первый продукт — что это было, вы помните? И какие эмоции вы испытывали, учитывая, что ваша предыдущая трудовая деятельность предполагала продюсирование компьютерных игр?

— Первым продуктом, выпущенным в рамках «Интерактивного Мульта», стал Аркадий Паровозов. Это был экспериментальный продукт, созданный внешней студией. Было очень приятно осознать, что детский интерактивный продукт по мотивам российского мультфильма может занимать первые места в топах. В компании тогда работало совсем мало людей.

Игра «Аркадий Паровозов»

«Бумажки», вышедшие в декабре 2015, стали первой игрой, полностью разработанной внутренней студией. Это уже совсем личный продукт, в который вложены концентрированные мысли о том, как должна выглядеть хорошая игра для детей. Подобный запуск является очень важным событием в жизни, отнимая много эмоциональных и физических сил, но доставляя огромную радость, когда видишь, что дети принимают и понимают продукт.

— В одном из интервью вы сказали: «Принципы „Интерактивного Мульта“ — безопасность, обучение, развитие и качество продукта!». Это лично ваше высказывание, которые вы выявили и сформировали на основе опыта работы в «И.М», или это слоган компании? И что вы подразумеваете под определением «качество продукта»?

— Эти принципы мы формулировали, начиная работу в «Интерактивном Мульте», на основе опыта, анализа рынка и понимания того, что нам самим как родителям важно видеть в детском интерактивном продукте. Я как родитель прекрасно понимаю, что не смогу оградить своих детей от взаимодействия с мобильными устройствами, компьютером и телевизором, соответственно, важно, чтобы все эти устройства приносили пользу ребенку, а не просто развлекали и отнимали его время.

Игра «Ми-ми-мишки»

Для нас делать качественный продукт — это держать высокую планку уровня во всех аспектах, учитывать особенности детского восприятия и взаимодействия с устройством. Нам важно, чтобы ребенок играл с удовольствием и получал пользу. Также нам важно, чтобы родитель видел, что продукт сделан красиво, с качественным звуком и музыкой, чтобы он мог доверять создателю время своего ребенка и рекомендовать игры другим родителям.

— Еще одна цитата: «В любом деле самое главное — это люди, команда!». Как сложилась ваша команда, люди сами приходили, вы приглашали своих знакомых? Что самое важное в члене команды «И.М»?

— Команда — это всегда живой организм. Базовый костяк cтудии «Интерактивный Мульт» сложился уже достаточно давно, мы вместе работали на нескольких проектах. Конечно же, нужны и другие люди, первых специалистов в неизвестную студию мы собирали с трудом. Сейчас студия разрослась до серьезных размеров и среди детских студий является самой крупной в России.

Команда «Интерактивного Мульта»

Мало кто из нас может взглянуть на мир глазами ребенка и вспомнить, как все вокруг воспринималось, когда он был маленький. Поэтому для нас очень важно, чтобы у нового приходящего в студию человека были дети или возможность общаться с детьми. Потому что, не понимая их потребностей и особенностей, невозможно сделать хорошую игру.

— Есть ли отличия и в чем они: игра и интерактивный мультфильм? Поясните нашим читателям и нам, собственно, тоже!

— Слово «игра» имеет очень широкое и расплывчатое значение. Какая может быть первая ассоциация при слове «игра»? У кого-то кубики, у кого-то спортивное мероприятие, например, футбольный матч, у кого-то компьютерная игра — «шутер» с насилием и прочим.

Мы делаем детские полезные интерактивные продукты на основе мультфильмов, которые расширяют мир мультфильма и помогают ребенку провзаимодействовать со знакомыми персонажами, местами и историями. Мне кажется, для такого продукта больше подходит термин «интерактивный мульт», потому что этот термин хоть и пока несколько непривычен для слуха, но позволяет более точно определить то, что мы делаем.

ВСЕ О МИ-МИ-МИШКАХ

— Вы как-то сказали, и я так понимаю, что это кредо компании, что проект нацелен на развитие и обучение. Дети в любом возрасте обучаются сами, тем более, когда игра им это позволяет и подсказывает. Но ваше второе высказывание «У проекта нет задач и целей» — не кажется ли вам это утверждение нелогичным? Это первый вопрос, с вашего позволения. И второй — есть ощущение, что вы снимаете ответственность с себя тем самым, раз позволяете ребенку шагать по миру интерактивного мультфильма одному, и тем более без целей и задач? В чем тогда образовательная составляющая проекта, в чем цели и задачи все-таки?

— Говоря это, я имел в виду игры для младшей возрастной аудитории. Все дети рождаются исследователями, со временем исследовательская функция угасает у всех. В начале жизни ребенок рассматривает вещь, исследуя ее визуальные характеристики, касается вещи, исследуя ее тактильные характеристики, кидает вещь, исследуя, что произойдет после. Ребенок не боится пробовать, не имеет ограничителей взрослого человека. Взрослому же человеку нужна конкретная задача, тогда он начинает искать оптимальный путь ее решения, на чем и построены почти все взрослые игры.

В наших историях для раннего возраста мы пытаемся снять ограничения и дать возможность ребенку реализовать свой исследовательский потенциал, вознаграждая за нахождение и открытие нового. Мы хотим, чтобы наши продукты были органичным дополнением развития ребенка. Мы верим в то, что, чем дольше ребенок сможет оставаться исследователем, тем выше будет его творческий потенциал и потенциал развития в целом.

Игра «Бумажки»

Например, в игре «Бумажки» ребенок может рассказывать свои истории. Придумать, чем занимаются персонажи, когда их не показывают по телевизору. Взрослые не понимают, что делать в игре, но мы видим, что дети прекрасно играют и делают достаточно сложные вещи, которые, как мы боялись, могут быть слишком глубоко спрятаны. В приложении можно, например, взять хлеб, используя на него нож порезать его и проделав такую же операцию с колбасой сделать бутерброд с колбасой, которым можно накормить персонажа. Когда мы ввели в игре мини задания, мы увидели, что родителям стало понятнее, но дети переставали придумывать свои истории и начинали просто выполнять эти задания. В итоге мы оставили небольшие намеки в виде мыслей героев мультфильма, чтобы дать подсказку родителям, но не уводить ребенка с пути исследования.

Даже в нашей обучающей линейке игр — «Мультизнайке», мы стараемся спрятать задачи, но сделать процесс интересным. Чтобы ребенку казалось, что он просто играет, но в тоже время он получал позитивный отклик при прогрессе в обучении.

— Есть два определения в детском игровом направлении: покупатель — это родитель и пользователь — ребенок. Если второго можно заинтересовать красивой картинкой, сюжетом и прочим, то чем вы привлекаете внимание первого? Чем вы «берете» покупателя? Чье внимание сложнее заполучить в итоге? И как вы думаете, в чем успех того, что продукты «И.М» востребованы как среди первых, так и среди вторых?

Игра «Волшебный фонарь»

— До родителей мы пытаемся донести пользу и принципы, заложенные в приложении. Чаще всего взаимодействуем с родителем через текст. Родитель может прочитать описание игры на сайте или в магазине приложений, это основные точки, где можно донести до него информацию. А само приложение — это уже пространство для ребенка. Там все сделано под его потребности и возможности.

При этом мы считаем, что очень важно, чтобы родитель провел хотя бы первую сессию вместе с ребенком. Таким образом не теряется эмоциональный контакт между ними, взрослый видит, что ребенок делает в игре и может понять, чем оно может быть полезно и чему оно учит.

Также хорошее приложение не должно затягивать ребенка надолго, умея мягко отпустить или в идеальной ситуации — перевести ребенка в другую активность. Например, в наших «Бумажках» ребенок может раскрасить любого персонажа и прямо из игры распечатать развертку персонажа на лист бумаги. После чего, отложив мобильное устройство, вместе со взрослым его вырезать, склеить и играть уже с бумажным персонажем!

ИГРА «МИ-МИ-МИШКИ» ВОШЛА В ТОП ЛУЧШИХ ОТ GOOGLE PLAY И APPSTORE

— Игра «Бумажки» пользуется большой популярностью в Азии и Латинской Америке, у вас есть предположения — почему именно там? Может, вы изучали этот вопрос, есть какая-то аналитика за этим? Почему именно там так любят эту игру?

— В Азии, как оказалось, любят нестандартные виды анимации. Когда персонажи сделаны из чего-то, например, есть популярный мультфильм, где все персонажи сделаны из хлопка. У них по сути не было кукольной анимации, отчасти поэтому там популярен «Чебурашка».

У Бумажек очень интересный визуальный стиль. Я думаю, что это стало основным фактором.

— Как в издательстве относятся к отзывам? Проводите ли вы «работу над ошибками» на их основе? И чье мнение для вас важнее: покупателя или пользователя?

— Мы стараемся читать все. Анализировать и учитывать.

К сожалению, проблемы и пожелания детей учитывать сложнее, потому что часто в нашем случае они просто не умеют читать :), компенсировать это мы стараемся за счет анализа поведения детей в игре и фокус-групп.

— Какая самая любимая игра у вашей дочери? Вы принимаете от нее оценки вашей работы? Где-то вы говорили, что она вас вдохновляет на прекрасные истории на вашем профессиональном поприще!

— Самые любимые — чаще всего последние. Ей очень нравятся «Новые Ми-ми-мишки» и «Сказочный патруль» (несмотря на то, что ей тяжеловато еще читать диалоги персонажей в «Патруле»). Но она продолжает возвращаться и к старым играм, особенно к «Ми-ми-мишкам» и «Бумажкам».

Я обязательно даю ей пробовать ранние версии игр, смотрю где возникают сложности, что вызывает интерес. Обсуждаем что понравилось, что нет. Она постепенно становится экспертом и моим консультантом в этих вопросах. :)

— Расскажите что-нибудь про ваш последний продукт — это игра «Сказочный патруль», которая сделана по мотивам одноименного мультсериала. Самое интересное, динамика игры (как стало ранее известно, сюжетная линия иная в игре), каким-то образом повторяет сам сериал? Было что-то интересное, сложное в процессе создания, ведь образы девчонок-волшебниц намного насыщеннее, как нам кажется, чем все предыдущие персонажи?

Игра «Сказочный патруль»

— «Сказочный патруль» — это очень особенный проект для нашей студии по всем параметрам. Он больше, сложнее, дольше был в разработке, рассчитан на более взрослую аудиторию, чем все прошлые.

Сюжет игры действительно развивается параллельно сюжету мультфильма. Работа над игрой началась практически сразу после начала работы над мультфильмом. Это давало много возможностей, но и накладывало ограничения. Поэтому часть объектов, персонажей и мест делалась нами специально для игры. Но, возможно, что-то из этого еще появится в новых сериях мультфильма.

— Такими играми, как все ваши продукты — несущими моменты обучения, развития — как вы думаете, вы меняете отношение родителей к гаджетам и неподдельному влечению и интересу их детей к ним, и к взаимодействию с ними?

— Детей привлекает все то, на что тратят время люди вокруг них. Наверное, сложно представить нашу собственную жизнь без гаджетов. Соответственно, оградить ребенка от них мы не сможем, да и в этом нет смысла в нашем мире. Если нельзя оградить от устройства, то нужно дать на нем что-то хорошее. В мире неограниченного доступа к информации родитель должен являться фильтром, помогая выбрать полезный контент. Мы пытаемся дать возможность родителю не переживать и дать ребенку что-то хорошее.

— Часть ваших игр — платные. А в бесплатных есть внутренние покупки. При этом многие родители «ругаются», мол, как можно «наживаться» на детях? Как вы прокомментируете этот момент?

— Я никогда не понимал этой позиции родителей. Почему игрушка, которая будет выкинута и забыта через 5 минут или конфета, которая не принесет никакой пользы, могут иметь цену, а интерактивный продукт, в который вложены месяцы работы достаточно больших команд профессиональных разработчиков, должны быть бесплатны? Мы должны платить людям зарплаты, оплачивать офис, электроэнергию и технику. Если все будет бесплатно, мы не сможем платить людям зарплаты и, соответственно, создавать новые хорошие продукты.

Алексей Ильин — руководитель студии «И.М»

— Вопрос из серии «однажды на собеседовании» — как вы видите развитие и само издательство «И.М» через пять лет?

— Если все пойдет хорошо с мультфильмами и нашими играми, то мы станем крупнейшим разработчиком и издателем детских интерактивных продуктов не только в России, но и в мире.

Интересное по теме:
7 миллионов «Интерактивного Мульта»
Двойной миллион у детского приложения «МУЛЬТ»

Дата публикации:
Источник: Tlum.Ru