Эволюция образов принцесс Disney через десятилетия: Что будет дальше?
Разбираемся в теме и делаем прогнозы
На принцесс из сказок Disney равняются десятилетиями. Им подражают, частички их историй пытаются повторить в реальной жизни, их образы, характеры и действия постоянно оценивают.
Тлум.Ру предлагает вспомнить каждую из принцесс студии и подумать о том, какой может стать следующая. Приготовьтесь, это увлекательный разбор каждой героини с аналитикой.
Принцессы без высшего предназначения
Белоснежка, «Белоснежка и семь гномов»
Год выхода мультфильма: 1937
Какая она: добрая, хозяйственная, доверчивая, эта девушка не умеет бороться, потому что не видит врагов, даже когда те подсовывают ей отравленное яблоко.
Чем мультфильм отражает своё время: мужчинами, которые оберегают её, и принцем, спасающим от гибели. Никого в те времена не смущало отсутствие согласия со стороны принцессы, сейчас история вызывает вопросы. Напоминаем, что женщина не должна быть лишь функцией.
Золушка, «Золушка»
Год выхода мультфильма: 1950
Какая она: мягкая, покорная, запуганная мачехой и не получившая нужное количество любви и уважения, чтобы понять, что она подобного отношения не заслужила.
Чем мультфильм отражает своё время: побегом от проблем с помощью волшебства. Фея-крёстная, способная показать другой мир здесь воспринимается как иллюзия свободы: освобождение близко, не бойся. Золушке везёт с Принцем, он не отступается от цели и находит её, чтобы вытащить из абьюзивных отношений, которые не закончились и после смерти мачехи.
Аврора, «Спящая красавица»
Год выхода мультфильма: 1959
Какая она: нежная и мягкая, у неё в сердце, даже постаравшись, не найти и крупицы зла. Да, ей пришлось жить в лесу, да, никого кроме животных и фей она там не видела, но Аврора не пыталась справиться с обстоятельствами и выяснить причину подобного.
Чем мультфильм отражает своё время: здесь появляется позитивная женская команда, а принц влюбляется в героиню, не думая о её статусе. Сердце так приказало, теперь нужно пойти против семей. И, чтобы случайность точно стала счастливой, оказалось, что пара предназначалась друг другу ещё по договорённости родителей.
Итог: первая тройка принцесс студии является воплощением идеальных домохозяек при патриархальном строе. Они кроткие, особых увлечений у них не наблюдается, что скажут делать — тем и будут заниматься. Никакого сопротивления или запоминающейся натуры. Это те героини, которые пока не успели расцвести в своём внутреннем мире и найти то, что увлекает их самих.
Принцессы, которые знают, чего хотят
Ариэль, «Русалочка»
Год выхода мультфильма: 1989
Какая она: ищущая приключений и стремящаяся к миру людей, где её не будет поучать отец. Ариэль хочет вырваться на свободу, которая подразумевает и возможность узнать, что это такое — ходить на ногах, а не передвигаться под водой. Вместе с этим она находит две главные противоположности в своей жизни: противницу и возлюбленного.
Чем мультфильм отражает своё время: теперь уже принцесса не аморфна, она обладает мечтой и амбициями, использует любую возможность для достижения цели. Да, делает Ариэль это не просчитывая всё наперёд, а принц спасает её от неприятностей, как и она его. Вместе они доказывают, что два мира могут жить в дружбе. Ну и «пока-пока, Урсула».
Белль, «Красавица и чудовище»
Год выхода мультфильма: 1991
Какая она: любительница книг и белая ворона. Ради сохранности отца готова быть заточённой в замке, который населён людьми, находящимися под проклятием. Благодаря своей любви к чтению и чистой душе Белль смогла «разгадать» принца и помочь ему вернуть человеческий облик.
Чем мультфильм отражает своё время: героиня с активным интересом попадает в необычную ситуацию, в которой пройдёт проверка её характера. Белль может показаться тихоней, как девушки из первой тройки. Не ошибайтесь, помните о её мотивации. Мыслит Белль ясно и понимает, что выхода нет, а значит «сражение» придётся проводить тихо и мирно.
Итог: благодаря этим принцессам можно заметить начало борьбы за место под солнцем. Потеря плавника — отличный тому символ, героине не быть волшебным созданием, она такой же человек, как и мужские персонажи и будет твёрдо стоять на земле. Плюсом идёт напоминание, что крепкая любовь — та, которая основана на внутреннем мире человека, внешность здесь на втором плане.
Принцессы другой расовой принадлежности
Жасмин, «Аладдин»
Год выхода мультфильма: 1992
Какая она: мира не видевшая, людей не знающая, мечтающая о том, что вырвется из дворца и узнает всё быстро и просто. Правда, когда Жасмин удаётся оказаться на воле, сказка рассыпается под натиском реальности.
Чем мультфильм отражает своё время: после появления Жасмин мир расового разнообразия принцесс стал расширяться, напоминая зрителям о том, что есть другие национальности. Да и Аладдин оказался совсем не принцем — в чём тоже стал первым.
Покахонтас, «Покахонтас»
Год выхода мультфильма: 1995
Какая она: храбрая, смелая, способная увидеть истинную натуру человека с первого взгляда. Дитя дикой природы Покахонтас хочет мира для своих людей. Имя её переводится именно как «непослушная», что отражает её нежелание подчиняться приказам, тем более извне.
Чем мультфильм отражает своё время: история Покахонтас хоть и приукрашена студией, и всё же показывает важную проблему захвата чужих территорий. Белый человек впервые не безупречен, он совершает зло, даже если считает, что оно принесёт благо. Вот только благо кому?
Мулан, «Мулан»
Год выхода мультфильма: 1998
Какая она: храбрая, целеустремлённая и светлая душой. Ради своего отца девушка отправилась на войну без чёткого понимания, как всё это закончится, для неё в первую очередь было важным защитить честь семьи.
Чем мультфильм отражает своё время: он показывает, что девушки — из мультфильмов или реальные — вынуждены идти на ухищрения, чтобы быть наравне с мужчинами. Когда правда открывается — удивлению нет предела: как, она… и смогла такое? Да, смогла, нет, ничего волшебного здесь нет, всё зависит от силы воли, а уж эта черта характера у Мулан прокачана.
Итог: на случай, если зрители оставались уверенными, что принцессами могут быть только белые девушки, после данных мультфильмов у них открылись глаза во всех смыслах. Эти героини способны постоять за себя, могут хитрить не хуже мужчин, готовы сражаться близких и за родину, ничего не боясь и не оглядываясь назад. Да и детской наивности в них всё меньше.
Принцессы, преодолевающие заклятья
Тиана, «Принцесса и лягушка»
Год выхода мультфильма: 2009
Какая она: способная мечтать и двигаться вперёд, чтобы всё сделать былью. Тиана трудолюбива, умна и её совсем не смущает, что под боком нет мужчины… Пока он не появляется, ещё и в странном обличии. Ни о какой любви с первого взгляда и речи не идёт.
Чем мультфильм отражает своё время: тем, что девушке необязательно находиться под чужим давлением, чтобы заниматься тяжёлым трудом (и даже сейчас для открытия собственного бизнеса с нуля придётся забыть про сон и отдых). А принцы не всегда оказываются паиньками и зайчиками, способность скалить зубы есть и у них.
Рапунцель, «Рапунцель: Запутанная история»
Год выход: 2010
Какая она: не знающая своего рода, заточённая в башне, одинокая и способная лишь мечтать о том, что когда-нибудь выберется на свободу. Рапунцель наивна, за что можно сказать «спасибо» матушке Готель. Стоит принцессе узнать реальный мир, как в ней просыпается ощущение собственной важности и значимости. Поддерживает это в Рапунцель и Юджин (который тоже принц — смотрите мультсериал). И опять: мечта на первом месте, а любовь на втором.
Чем мультфильм отражает своё время: не скрытой темой эмоционального здоровья и того, как работают отношения между людьми. Детям показывают, что они могут быть легко внушаемыми, да и взрослым напоминают об этом, предостерегая — будьте внимательны к окружению ребёнка и к тому, как вы себя с ним ведёте.
Мерида, «Храбрая сердцем»
Год выхода мультфильма: 2012
Какая она: противоположность Рапунцель — никто не может заставить Мериду усидеть на месте. Она не хочет свыкаться с мыслью о будущем правлении. Однако говорить, что у принцессы ветер в голове — рано, она тот самый активный и бунтующий подросток. Взрослеет героиня резко — стоит только её матери попасть под заклятье.
Чем мультфильм отражает своё время: здесь всё сразу — она буйная, ловкая, смелая, а при этом капризная и непослушная. Разве не все мы были такими? Плюс, огромной мотивацией Мериды является нежелание зависеть от мужчины, она всё может сама — на коне скакать, стрелы пускать, мать она тоже спасла самостоятельно (ну и что, что сама же предварительно и подвергла опасности). Отношения с призрачным возлюбленным не на втором плане, а на десятом, если не дальше.
Моана, «Моана»
Год выхода мультфильма: 2016
Какая она: жаждущая приключений, готовая рисковать жизнью и верящая в то, что солнце поднимется из-за горизонта ещё множество раз, а племя героини продолжит свою жизнь. Она дерзкая и ловкая, у неё есть помощники, да и сам хитрый полубог Мауи, преодолев упорство, понимает, что Моана — избранная.
Чем мультфильм отражает своё время: эта принцесса почти как Мулан, да только почти. Вспомните о её телосложении, она не тонкая и хрупкая, у неё тело физически развитого человека. Бодипозитив в мультфильмах Disney продвигается медленно, главное, что верно. Мы уже показывали вам, как бы выглядели реальные девушки, будь у них талии принцесс. Моана также успешно борется со своими страхами, не сдаётся под гнётом обстоятельств и упорно добирается до цели.
Итог: эти принцессы отражают своенравность, сноровку, способность делать если не всё, то многое самостоятельно. Да, любовь может быть, а можно прекрасно обойтись без неё. Да, можно открыть ей сердце, правда, это не цель и средства для неё искать не приходится. Принцесса получит себе принца тогда, когда поймёт, что он нужен. А пока… им есть чем заняться, точнее кем — ими самими и собственным счастьем. И это напрямую отражает всё растущую роль женщин в обществе.
Принцессы неофициальные
Анна и Эльза, «Холодное сердце»
Год выхода мультфильма: 2013
Какие они: Эльза страдает из-за магического дара, Анна страдает из-за того, что сестра во взрослом возрасте выбирает холодное уединение, вроде как принимая себя такой, какая есть, правда, не до конца. Что приводит к череде местами трагических событий.
Чем мультфильм отражает своё время: семейность пробирается на экраны, и в этот раз не в отношениях родители-дети. Теперь уже сиблинги могут оценить, как взаимодействовать друг с другом, особенно, если общение не всегда происходит по накатанной. Тема принятия себя с недостатками, характерными чертами и другими вариациями «я отличаюсь от других» мощна, как никогда. Эльзу спасает истинная любовь её сестры, никакой бы принц со своим пылким сердцем и добрыми намерениями не помог бы.
Плюс в «Холодном сердце 2» Эльза находится в поисках ответа на вопрос — кто она такая, что в современном мире сложно поймать даже за хвост. Давление происходит отовсюду, важно уметь «заземлиться» и добраться до сути, не боясь того, что вы сможете узнать.
Итог: семейность, возможность открыться, бесстрашие, которое становится только больше, когда знаешь, что рядом найдётся поддержка. История Эльзы сложна и многогранна, и она бы была совсем не такой без Анны. Они совершенно разные, и это не мешает им отлично проводить время вместе. В слове «семья» есть «я» — холодная франшиза показывает, что быть подальше друг от друга не равно быть в мире друг с другом или собой.
Кто дальше?
Райя, «Райя и последний дракон»
Год выхода мультфильма: 2021
Какая она: героине предстоит сложная миссия, в которой она найдёт друзей, узнает, что такое доверие, и спасёт жителей королевства Кумандра, предварительно их объединив. Дальше спойлерить не будем, мультфильм выйдет 4 марта, ждать осталось немного.
Чем мультфильм отражает своё время: темой того самого доверия, которое Райя сначала потеряла, а потом долго искала. Вместе со своими героями, разговорами и свершениями мультфильм напомнит, что уметь доверять не значит быть слабым и беззащитным.
Какая принцесса будет следующей и почему их список перестал пополняться?
Возможно, количество официальных принцесс так и останется на отметке 12. Сказки меняют формат, у Disney в последнее время они становятся остросоциальными, сюжет при этом завуалированный, припорошенный магией и мистикой, да и двойные смыслы там всегда найдутся.
От принцессовости, как от образа, в котором не нужно сильно напрягаться, сейчас отказываются. Героини «встают на ноги», они готовы действовать сами, любовь воспринимают иначе, семья им ближе и её нужно защищать в первую очередь.
Следующая принцесса обязательно станет новым отражением текущего времени. Она не растеряет боевой настрой и сможет разрешить все проблемы. Скорее всего сама — либо с минимальной помощью. Почему мы уверены, что сможет? Да потому что это сказки Disney — вдохновляющие, интересные, способные влюбить в себя.
И даже если принцессы правда будут забыты как класс, всегда есть вариант пересмотреть старые мультфильмы.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен, там вы найдёте не только лучшие подборки, связанные с мультфильмами, но и самые свежие новости о них и семейном кино. А ещё мы завели Telegram — присоединяйтесь, если вам удобнее этот формат.
Также вам понравится:
Ледяная магия в новом трейлере «Райя и последний дракон»
Зрители выбрали лучшего принца Disney