Волшебно-сказочные сироты

Почему в детских фильмах так много главных героев без родителей

«Папа, мама, я — дружная семья». В жизни такое встречается часто, а вот в детских и подростковых фильмах и книгах — не очень. Раз за разом писатели и сценаристы предлагают нам истории о сиротах. Или, по крайней мере, о детях, оторванных от родителей. За примерами далеко ходить не надо. «Гарри Поттер», «Голодные игры», «Дивергент», «Бегущий в лабиринте», «Большой и добрый великан»… А теперь еще и новый блокбастер Тима Бертона «Дом странных детей мисс Перегрин», где действие развивается в волшебном сиротском приюте для детей с удивительными способностями. Что авторы таких историй имеют против родителей? В этом стоит разобраться.

«Студия Disney ненавидит матерей». В Интернете легко найти статьи с подобными заголовками, где будет перечислено, как мало среди ведущих диснеевских персонажей героев с полными семьями. Самые известные исключения из правила — заглавная героиня «Мулан», Венди из «Питера Пэна» и, конечно же, песики из «101 далматинца», но это именно исключения, а не новое правило, порывающее с традицией, которая началась с «Белоснежки и семи гномов». Вот и в новом диснеевском мультсериале «Елена Авалорская» заглавная героиня может похвастаться большой семьей — но не папой и мамой, которые задолго до начала действия погибли от рук злой волшебницы.

Некоторые знатоки диснеевской истории пытаются найти истоки этой традиции в сложной истории семьи Уолта Диснея. Но как в таком случае объяснить, что сироты или полусироты постоянно встречаются и в произведениях, никак не связанных с диснеевскими мультфильмами? «Гарри Поттер» придуман на другом континенте, но он изображает мир, где одни герои вовсе не имеют родителей, а другие видят их лишь по праздникам и на каникулах, так как живут в школе-интернате. В свою очередь, «Голодные игры» и «Бегущий в лабиринте» не имеют отношения ни к волшебным сказкам, ни к фэнтези, однако и там в центре событий сироты.

Кадр из фильма «Дом странных детей мисс Перегрин»

Может быть, это извращенная особенность англоязычной культуры? Нет, сирот можно найти повсюду — от древнегреческих мифов до советских сказок и от книг Астрид Линдгрен до японских мультсериалов. Язык здесь ни при чем, и европейская цивилизация тоже.

Почему так? Ответ на этот вопрос станет очевидным, если подметить, что число сирот максимально в героических повествованиях. Те же диснеевцы постоянно изображают полные семьи в своих комедийных шоу и фильмах, а, например, в диснеевской молодежной драме «Их перепутали в роддоме» у главных героинь одно время был двойной комплект родителей (два отца и две матери). Отчего сюжет только выигрывал, потому что в семейной драме каждый дополнительный персонаж — отдельный источник сюжетных перипетий и фамильных конфликтов. Так что «диснеевское проклятие» даже на самой студии распространяется лишь на пафосные повествования, где юные герои должны повзрослеть и «прыгнуть выше головы», а не остаться самими собой (не важно — комичными или драматичными).

DISNEY СНИМЕТ НОВОГО «КОРОЛЯ ЛЬВА»

Это ключ к загадке сирот. Счастливая, дружная, большая семья — барьер, защищающий маленьких персонажей от необходимости спешно взрослеть и совершать героические подвиги. Даже если такая семья попадает в критическую ситуацию, героизм в ней проявляют старшие. Помните, как у Аркадия Гайдара на войну сперва уходит отец, затем старший брат, и лишь после этого приходит черед Мальчиша-Кибальчиша? Это нормальное, естественное положение вещей. Показательно, что в «Мулан» главная героиня отправляется на фронт, потому что осознает, что отец сделать этого не сможет. Его болезнь передает эстафету дочери и позволяет Мулан проявить себя с отнюдь не женской стороны (по меркам древнего Китая).

Для людей защита детей — часть нашего генетического кода, который был написан задолго до того, как мы стали разумными и могущественными. И каждый автор, пытающийся сделать ребенка или подростка славным героем, должен взломать этот код — поставить маленького персонажа в ситуацию, когда он не может спрятаться за мамину юбку или за отцовские штаны.

Кадр из фильма «Дом странных детей мисс Перегрин»

Сиротство — радикальное, но не единственное решение этой проблемы. В «Питере Пэне», например, главный герой уносит Венди из дома в волшебную страну. В результате родители у девочки есть, но помочь они ей не могут. В «Гарри Поттере» же родители Гермионы Грейнджер лишены магических способностей, и потому они при всем желании не могут защитить дочь от волшебных противников. Наоборот, это Гермиона спасает старших Грейнджеров. Даже такие истории показывают, как важно писателю хотя бы на время и хотя бы символически осиротить персонажей.

Рассуждая на эту тему, легко заметить, что сиротские дома, школы-интернаты и аналогичные учреждения — отличная находка для подростковых героических историй. Во-первых, такие заведения собирают в одном месте множество детей, временно или постоянно лишенных родителей, и это позволяет самым героичным ребятам показать себя во время спасения младших и слабых товарищей.

Во-вторых, взрослые, которые работают в таких местах, могут быть не защитниками, а врагами героев, а порой даже их основными противниками. Наконец, в-третьих, если эти взрослые искренне пытаются заменить родителей, то злодеям проще отделаться от нескольких опекунов, чем избавиться от родителей каждого ребенка. В «Гарри Поттере», например, гибель Дамблдора ставит под угрозу всех учеников Хогвартса. Впрочем, даже при жизни Дамблдор не пытался защитить Гарри от всех и всяческих бед, и он никогда не был равноценной заменой родителей мальчика.

НА КАКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ ХОГВАРТСА ВЫ БУДЕТЕ УЧИТЬСЯ

Аналогично устроен и новый фильм Тима Бертона «Дом странных детей мисс Перегрин», основанный на одноименной книге Ренсома Риггса. Его 16-летний главный герой Джейк попадает на остров, где находится приют для детей с поразительными мутациями и талантами. Директриса приюта мисс Перегрин может защитить своих подопечных от монстров, которые им угрожают. Но она отнюдь не всемогуща, и в определенный момент Джейку приходится взять на себя взрослые обязанности. Благо, что его «причуда» как раз подходит для защиты других детей.

Как видите, в этом формально мрачном штампе нет ничего зловещего и направленного против родителей. Наоборот, он подчеркивает, как сильно мы заботимся о детях и как мы все предрасположены вставать между детьми и угрозой. Писатели и сценаристы вынуждены избавляться от родителей, чтобы юные герои могли блеснуть мужеством, а юные читатели — научиться самостоятельности. И чем сильнее мы опекаем наших отпрысков, тем больше сирот будет на бумаге и в кино. Ничего не попишешь — героизм требует жертв.



Интересное по теме:
Микки Mаус и Русалочка ждут покупателей
Лучшие книги с классическими мультгероями

Дата публикации:
Источник: www.film.ru
Рубрика:
Теги: