Учимся проигрывать без истерик и слез

Как объяснить детям, что главное не победа, а участие

На семейном сборе в честь дня рождения троюродной тети гостям предложили сыграть в лото. Сначала все идет хорошо: игроки заполняют карточки, ведущий выкрикивает: «Семьдесят семь — топорики», всем весело. Но вот именинница поднимает вверх руку, все, заполнила! Победа! Взрослые радуются, а ваш ребенок, которому не хватало одной фишки до выигрыша, заливается слезами, топает ногами, катается в истерике и ведет себя просто ужасно.

Дело в том, что малыша недостаточно научить играть в игру, его еще нужно научить проигрывать. Для этого вам придется приложить много усилий, зато потом любое соревнование будет для малыша не испытанием, а развлечением.

Портал u-mama дает родителям несколько советов о том, как научить детей нормально относиться к чужой победе.

Игра на равных

Все игры ребенка начинаются с того, что в роли соперников выступают родители. Им всегда жалко малыша, поэтому, чтобы он не расстраивался, ему поддаются. И у ребенка создается ощущение, что он всегда выигрывает, иначе просто быть не может. Для него будет большим шоком то, что другие дети или взрослые могут выхватить победу из его рук, и, естественно, не привыкнув к такому повороту событий, малыш сильно огорчится.

20 ПОДАРКОВ К ОКОНЧАНИЮ УЧЕБНОГО ГОДА

Поэтому родители не должны поддаваться детям. Можно упростить для ребенка правила и оговорить это вслух: «Ты маленький, поэтому если ты один раз перепутаешь карточки, мы разрешим тебе поменять ход». Но не больше. Ребенок должен понимать настоящие правила игры и что ему не будут уступать постоянно.

Играйте с ребенком в игры «на удачу» — лото или игры-бродилки. С помощью подобных игр ребенок начинает понимать, что победа может быть случайной: кому-то повезло, кому-то — нет. Но при этом это не шахматы, где, скорее всего, выиграет папа, а игра, где и у малыша есть все шансы дойти до финиша первым.

Игра — это соревнование?

Конечно, любая игра — это соревнование. Но ребенок должен понимать, что он находится в позиции учащегося и соревнуется в первую очередь не с другими игроками (если они старше), а сам с собой. Напоминайте ему о его достижениях. В прошлый раз он смог отгадать 10 слов, а в этот раз уже 20. Не сосредотачивайте внимание на том, что все остальные угадали по 40. Главное — это путь малыша к самосовершенствованию.

МЫ НАУЧИМ ВАС ПЛОХОМУ: КАК ВЫРАСТИТЬ ГРУБИЯНА

Если ваш малыш совершенно не хочет принимать поражение, сделайте перерыв в играх, где есть победители. Решайте шахматные задачки и головоломки, собирайте пазлы и мозаики, бегайте не на скорость, а для удовольствия, откажитесь от игр на счет. Вводите правила постепенно, чтобы переход был плавным и незаметным.

Чужой пример

Ребенок должен понимать, что победа — это достижение, и просто так ее не получить. Для этого нужно усердно работать и тренироваться. Посмотрите вместе с детьми какие-нибудь соревнование по телевизору, чтобы дети увидели, как спортсмены реагируют на свои победы и поражения.

Почему серебряный медалист не пожал руку тому, кто занял первое место? А красиво ли он поступил, как это выглядит со стороны? Разберите такие случаи, чтобы ребенок понял, как ему самому вести себя в подобной ситуации. Не морализируйте, задавайте вопросы и подводите ребенка к собственному выводу.

Акцентируйте внимание на прошедшей игре с другими детьми. Спросите, как реагирует его друзья на победу или проигрыш? Приятно ли поздравить кого-то? А когда поздравляют тебя? Хочется ли играть с теми, кто ударяется в слезы после игры? Ребенок и сам со временем начнет понимать, как себя вести.

Что делать, если ребенок проиграл?

Не утешайте ребенка словами: «Это всего лишь игра». В отличии от вас, он относится к этому гораздо серьезнее, не надо обесценивать значимость его проигрыша. От таких слов ему захочется плакать еще больше. Лучше объясните, что вы понимаете, как это грустно и обидно, понимаете, как он хотел выиграть. Дайте ему позлиться, это нормально. Но объясните, что злиться надо не на других, а «в воздух». Пусть выйдет в другую комнату и поколотит подушку, например. Но обижать других игроков непозволительно.

Не жалейте ребенка больше, чем нужно. Проявите сочувствие и отметьте его старание. «Ты хорошо держался» или «В первом тайме ты забил самый красивый гол в игре!». Не показывайте, что вы сами очень расстроены от результатов — ведь ребенок скопирует ваше настроение. Будьте спокойны и обсудите сильные и слабые стороны вашего малыша в игре.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК — ЗАДИРА?

Напомните детям, если они проиграли — это не значит, что с ними что-то не так. Все время от времени проигрывают, игра — это сумма очень многих обстоятельств. Нельзя быть лучшим всегда. От этого проигрыша ребенок не становится хуже. Если вы нормально отнесетесь к последнему месту в соревнованиях, без фраз «Столько денег на твой теннис отдали» или «Ну как так вышло-то!», то и малыш почувствует себя уверенней.

Не обвиняйте других. Судья неправильно засвистел, команда правила нарушала, а ты у меня самый лучший и замечательный — это плохой подход. Будьте объективны. Разбирайте с детьми такие ситуации. Спросите, как они думают, чего не хватило их команде для победы или, чем вы можете им помочь.

И, конечно, не стоит прыгать с криками: «Кто тут победитель? Это я! Это я!», — перед рыдающим ребенком. Все мы любим выигрывать, но постарайтесь сдержать свою радость.

Хороших вам игр!

 

Интересное по теме:
Как бороться с детским нытьем?
«1+1», или Как выбрать игрушки для близнецов

Дата публикации:
Источник: www.u-mama.ru