«Райя и последний дракон»: обзор приключений новой принцессы Disney
А вас когда-нибудь предавали?
И вот она явилась: отважная воительница Райя отправилась спасать родную Кумандру, приглашая зрителей проследить за её успехами. 4 марта новый мультфильм студии Disney вышел в прокат, в России — даже в широкий. Рассказываем, чем отличается «Райя и последний дракон» от других работ Disney, в чём особенности Райи как героини и стоит ли смотреть её историю (спойлер: да, безусловно).
О чём?
Когда-то королевство Кумандра процветало, а драконы его опекали и гармонизировали. Но затем появились они — друуны, мрачные существа, превращающие всех в окаменевшие статуи со сложенными в мольбах руками. Драконы защитили людей ценой своей жизни. Но вскоре, как это часто бывает, что-то пошло не так, люди проявили свою злость и алчность, а страна разделилась на пять враждующих частей.
О драконице Сису Райя знала с самого детства
Райя — дочь правителя одной из стран, той, которая хранила последнюю магическую реликвию — могущественный драконий камень. Попытка положить конец распрям вылилась в новую, в процессе которой камень был расколот на пять фрагментов. Именно их и предстоит собрать Райе, чтобы найти последнего дракона.
Симметрия и сказочный символизм
Как вы уже могли заметить, важной сюжетообразующей деталью стала цифра пять. Ей здесь подчинено всё: начиная с количества стран заканчивая пятью разными возрастами пятью основных героев (да, именно так). Эта симметрия подчёркивается весь мультфильм и обрамляет его в почти декоративную рамку, при этом наполнение дышит вполне своей и очень реалистичной, насыщенной жизнью.
Комбо: милые обезьянки и ещё более милый ребёнок
В общем и целом перед нами квест: разыскать фрагменты, собрать при этом команду, победить. Так всё и получается, и большую часть хронометража сюжет даже не собирается подкидывать сюрпризы. Зато радует детализация: за каждым спутником Райи — своя история (драматичная, конечно же, и связанная с друунами). За каждым поступком других героев — стремление спасти родных. Пусть мотивации персонажей отводится минимум времени, она есть.
О ГЛАЗАХ ЭЛЬЗЫ И ДРАКОНЕ: ИНТЕРВЬЮ С СОЗДАТЕЛЯМИ «РАЙИ И ПОСЛЕДНЕГО ДРАКОНА»
Зато чего в «Райе и последнем драконе» в общем-то нет — это злодеев. Друуны — безликие отрицательные сгустки, не имеющие ни воли, ни имён, они — просто злая стихия в чистом виде. Все остальные — люди, как в жизни, со своими целями. Такая вот реальная обстановка в сказочной упаковке.
О ком?
Здесь нам не «Спящая красавица» — Райя действительно главная героиня, отражающая все актуальные тенденции современного кинематографа. Она целеустремлённая и склонная анализировать, хорошо умеет драться, но не лишена сентиментальности и надежд. Главная дилемма, которую ей предстоит решить — ну кроме поиска дракона и спасения страны, конечно — это вопрос доверия.
У народа Намаари — прекрасные ездовые коты
Намаари — основная сюжетная противница, с которой Райе и придётся прорабатывать свою непростую задачу. Разумеется, взаимно. Жёсткая и циничная Намаари кажется противоположностью Райи, но на самом деле у них много общего. Их взаимодействие — основная «химия» мультфильма.
И, конечно, главная виновница торжества — Сису. Мудрая и одновременно наивная драконица. После того, как Райя призвала её из реки, Сису порадовала зрителей комичной сценой «А какой сейчас год и чем люди заняты?» и продолжала отвечать за позитив и дальше. Она смешная, оптимистичная, предельно искренняя и запредельно добрая. Как лучик света сквозь капельку воды — а ещё она мощный водяной дракон.
Момент, где Сису «бежит» по воздуху — один из самых зрелищных в мультфильме
Азия во всей красе
По этому пункту мультфильм прекрасно отражает цели студии Disney по расширению этнического многообразия в анимации. Каждая страна — собирательный кусочек чего-то азиатского, внимание уделено самым крохотным мелочам, начиная с нарядов и заканчивая общим менталитетом. Это всё чертовски интересно и красиво.
Разнообразие в действии
И ещё красивее мультфильм становится благодаря визуальному ряду: фотореалистичность поражает, картинка удачно стилизована, рай для глаз дополняют сами герои: их лица тоже приближены к человеческим. Да-да, глаза стали меньше и уже, носы крупнее, а фирменными «а-ля Дисней» огромными очами щеголяют звери — драконица, ездовой очаровашка Тук-Тук, но не люди.
Доверяй. До конца.
Самым трогательным моментом становится кульминация мультфильма, та самая, про доверие. И здесь сценаристы рискнули пойти дорожкой, которую обычно избегают в детском кино: путём передачи лидерства, путём риска и большой ставки на кон доверия. Этот момент и последующие подзовут к горлу слёзы у множества зрителей, особенно тех, которые пережили в своей жизни предательства, но по-прежнему хотят кому-то верить.
Что новенького и старенького по сравнению с предыдущими мультфильмами Disney:
- В «Райе и последнем драконе» нет песен, то есть вообще. Но об этом легко забыть при просмотре и вспомнить на финальных титрах, где песня как раз зазвучала. Это по факту первая диснеевская принцесса, которая не поёт (исключая «Храбрую сердцем» Мериду, но то Pixar). Для кого-то плюс, кому-то может песен не хватить, но мы согласны с создателями — тут они были бы лишними;
- Никакой романтики, то есть вообще. Что тоже только помогает приключенческому сюжету двигаться в нужном направлении;
- Принцесса снова «непринцессовая». Об этом не вспоминают, не говорят и акцента не делают. Никаких регалий и прочей атрибутики — зато страну спасает в лучших лидерских традициях;
- «Райя и последний дракон» — попытка прежде всего рассказать хорошую историю, и именно история подчиняет себе всё остальное. Потому-то и нет песен, потому героям отводилось столько времени, путешествию — ещё меньше, а кульминации — много;
- Большой перерыв во времени в первом акте картины. Между главной сюжетной завязкой и её развитием прошло 6 лет. Конечно, детство принцесс показывали и раньше, но именно такой насыщенной преамбулы, чтобы сама героиня наворотила дел, а через несколько лет только их решила — не самая распространённая;
- А вот милый пушистый сайдкик с большими глазками и очаровательным характером на месте. Кстати, озвучивает Тук-Тука Алан Тьюдик, которого регулярно зовут на подобные роли (петух Хей-Хей в «Моане» — он же, например).
Итого:
Мы совсем не коснулись того, каким сложным у «Райи и последнего дракона» был производственный процесс. Какая толпа людей работала только над сценарием, как его переделывали в последний момент. Как мультфильм снимали — буквально из домов сотрудников, потому что сами-знаете-пандемия.
Но что видно точно — это любовь, которую вложили в ленту, и уважение к её зрителям, даже самым маленьким. Она не заискивает, не пытается намеренно запугать или выдавить слёзы. Она просто рассказывает стройную, трогательную и красивую сказку о доверии и драконах, отваге и людях, которые просто хотят жить свою жизнь в гармонии. Приятного просмотра!
Чтобы читать обзоры новых мультфильмов, подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен. А ещё мы завели Telegram — присоединяйтесь, если вам удобнее этот формат.
Читайте также:
Актёры русского дубляжа мультфильма «Райя и последний дракон»
Эволюция образов принцесс Disney через десятилетия: что будет дальше?