Почему родителям нужно перестать навязывать детям счастье

И почему самим взрослым не нужно на этом зацикливаться

Что плохого в том, чтобы быть счастливым? Оказывается, даже такое радостное чувство может быть неуместным, если постоянно его навязывать. Родители, как правило, мечтают, чтобы их дети никогда не испытывали негативные эмоции, но порой слишком сильное стремление к счастью тоже может быть проблемой.

В эпоху самосовершенствования и самопомощи люди стремятся активно размышлять о своих собственных эмоциях и поведении и рассказывать о них любому, кто будет слушать. Но при этом активно формируется культ счастья, который становится недостижимым идеалом.

Почему навязывание детям счастья — это плохо?

Счастье, замедленность и осознанность — всё это замечательные вещи, которые важно и нужно иметь в нашей жизни. Однако, если они являются конечной целью нашего пути, они заставляют постоянно стремиться к невозможному, что делает нас ещё более несчастными. Таким образом формируется замкнутый круг.

Вспомните мультфильм «Головоломка» — по сюжету эмоции в голове главной героини перестали жить дружно, а Радость решила, что во всех бедах виновата Печаль. Но, пройдя через множество испытаний и разобравшись в том, как же всё-таки работают человеческие эмоции, Радость поняла, что без Печали никак. Так и в жизни — без негативных эмоций не обойтись, как ни крути.

Всё, что мы видим у блогеров и в мотивирующих книгах — бесконечные призывы отринуть отрицательные эмоции, жить сегодняшним днём и находить положительные моменты во всём. Но очень важно помнить, что за пределами экранов все блогеры — обычные люди, которые редко показывают свою реальную жизнь. Подобный контраст между показным счастьем и собственной обыкновенной жизнью с чёрными и белыми полосами вынуждает людей чувствовать печаль. Им начинает казаться, что они всё делают не так, раз не могут достичь полноценного чувства счастья.

Особенно это касается детей, чья психика только формируется в процессе взросления. Они очень рано усваивают мысль о том, что «счастливые чувства — самые приемлемые эмоции».

Наклейка со смайликом — это высшая похвала в младших классах, счастливые мысли звучат и проецируются в практически каждой детской песне, а наставление «не плачь» (несмотря на отсутствие инструкций о том, как это сделать) становится повсеместным, будь то в наших попытках утешить или в резких упреках, когда эмоциональные проявления наших детей расстраивают нас.

Но такой подход к эмоциональному развитию игнорирует весь сложный спектр отрицательных чувств, которые столь же важны для человеческой жизни, как и счастье — от печали до разочарования, от гнева до страха, от вины до злости, скуки или отвращения.

Фактически, чем больше мы учим наших детей оставаться позитивными — за счёт того, что помогаем им принимать случайные трудные чувства и «консервировать» их — тем меньше мы вооружаем их инструментами, чтобы управлять такими чувствами, когда жизнь неизбежно становится тяжёлой. В худшем случае это учит ребёнка тому, что негативные чувства недопустимы, и их нужно держать в себе.

Исследования внимательности, принятия и приверженности показывают, что не негативные мысли вызывают депрессию, тревогу, отсутствие мотивации или любую другую ментальную проблему, которой в последнее время страдает всё больше взрослых и даже молодых людей.

И вот, в чём загвоздка: чем активнее мы боремся со своими мыслями, тем больше мы даем им силы прилипнуть к нам. Зацикленность на «правильных» (на наш взгляд) мыслях порождает мыслительную неподатливость, которая запирает нас в бесполезные паттерны, увеличивает риск размышлений, навязчивых идей и компульсий и снижает нашу способность адаптироваться к неудачам.

 

Как помочь ребёнку справиться со своими мыслями?

  • Учите детей, что мысли не определяют их. Поощряйте ребёнка наблюдать за своими мыслями с любопытством, а не со страхом, без осуждения и стыда. Напоминайте ему, что все тревожные мысли вроде «я никому не нравлюсь» на самом деле оказываются «мне кажется, что я никому не нравлюсь», и любые негативные мысли — чаще всего плод его сознания;

  • Поощряйте превращение тревожных мыслей в персонажей. Это может помочь вашему ребёнку ещё больше отдалиться от своего негативного голоса и избавить его от разговоров о тревоге. Конечно, это не воображаемые друзья, но подобный разговор с «внутренним задирой» поможет отделить негативные эмоции от самого ребёнка;

  • Не забывайте о паузе. Хвалите своих детей всякий раз, когда они испытывают неприятное чувство, но затем остановитесь и обратите внимание на это чувство, не говоря при этом: «не сердись», потому что так мы приравниваем их гнев к негативным действиям. Вместо этого научите их, что гнев — это нормально, но они должны тщательно продумывать свои действия, обращая внимание на свои мысли и телесные ощущения. Каждый раз, когда они полностью погружаются в чувство и выбирают функциональное поведение, они укрепляют свой эмоциональный интеллект и повышают вероятность того, что это чувство не побудит их к нездоровым привычкам в будущем;

  • Объясните, что чувства, даже грустные, всегда важны. Подчеркните: самое главное — это то, как мы справляемся с эмоциями, и мы можем выбирать эти действия осознанно. Научите детей тому, что негативные эмоции часто проходят сами по себе, но если этого не произойдёт, они могут сформировать набор ментальных инструментов, позволяющих справиться с ними;

  • Чаще говорите об эмоциях. Поощряйте своих детей выражать свои чувства и сами применяйте это на практике. Пусть они больше говорят о том, что ощущают, рисуют свои эмоции, устраивают театрализованные представления. Такая практика поможет им быстрее справиться с негативом и принять, что все их эмоции важны;

  • Наблюдайте за своими собственными привычками говорить о чувствах. Обратите особое внимание на случаи, когда вы обесцениваете эмоции своего ребёнка: «ты в порядке», «тебе нечего бояться». Вместо этого выберите путь сочувствия: «похоже, это действительно расстраивает тебя. Давай подумаем, как мы можем с этим справиться»;

  • Говорите об истинном счастье как о большем, чем просто удовольствие или лёгкость. Мы все хотим, чтобы наши дети были счастливы. Помните о том, как вы ставите внешние, поверхностные определения счастья — например, сдачу экзамена или победу в чемпионате — выше внутреннего чувства гордости, которое возникает из-за упорного труда над чем-то важным для ребёнка.

У всех нас бывают плохие дни, мы все время от времени чувствуем грусть, а достижение 100% счастья и вовсе невозможно. Грустить естественно, и мы должны больше рассказывать об этом детям, чтобы они не испытывали ложных ожиданий.

В отношении следующего поколения родителям очень важно нарисовать реальную картину жизни, а не стерилизованную, показать наши эмоции, дать им понять, что мы не всегда чувствуем себя абсолютно позитивно, показать им, что это нормально — иногда чувствовать себя плохо и не всегда испытывать счастье. Главное — быть собой.

Чтобы читать больше полезных материалов для родителей, подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.

Также вам понравится:
Как обучить ребёнка самоконтролю
Что может угрожать детям в Интернете

Дата публикации:
Источник: Tlum.Ru