Основные способы мотивации детей и мнения о них родителей

Материально или нематериально, кнутом или пряником

Ваш Миша никак не хочет сам одеваться, прибираться в комнате и учить уроки. Как же сделать так, чтобы он выполнял свои обязанности самостоятельно, без напоминаний и, в идеале, с удовольствием? Наверное, надо пообещать ему игрушку за месяц прилежного поведения. Или лучше просто похвалить? А может наоборот пригрозить отобрать планшет, если еще хоть раз забудет собрать портфель с вечера?

Способов мотивации детей на какое-либо действие очень много. Есть материальные (подарок, деньги, поездка) и нематериальные (внимание, похвала), положительные и отрицательные. Конечно, лучше всего использовать их все, а точнее — правильно комбинировать для каждого отдельного случая. Но сейчас мы хотим рассказать вам об основных методах, а также об их плюсах и минусах по мнению родителей с форумов и из соцсетей.

Материальные положительные

В эту категорию входит обещание подарить игрушку за пятерку, плата за мытье посуды, поездка в случае сдачи экзамена, покупка телефона в обмен на первое место в соревнованиях и так далее.

Мы уже писали, почему не стоит платить детям ни за оценки, ни за работу по дому. Напомним кратко: семейные отношения нельзя превращать в товарно-денежные, ребенок будет ждать от вас только монетку, больше ему ничего не будет нужно. Так что деньги детям лучше давать в более старшем возрасте и не за дела, а просто — на карманные расходы. Тоже самое касается вкусняшек и мелких подарков за совершенное дело. Это вызывает привыкание.

КАК ВЫРАСТИТЬ ЖАДИНУ?

Другое дело — отложенные призы или таблица мотивации. Например, у вас есть большая табличка, где каждое дело/пятерка/успех — это какое-то количество баллов, наклеек и т. д. И когда набирается определенное количество баллов — ребенку достается приз. Данная система может сработать, но не со всеми детьми. Большинство начнет хитрить и искать легкие способы быстрее дойти до конца. Так что, если вы решили сделать для малыша что-то подобное, тщательно продумайте, как он будет юлить.

Отложенные подарки — одна из самых популярных систем мотивации, и довольно действенная. «Вот получишь пятерку в четверти — купим велик». Ребенок будет стремиться к призу, если он для него значим. Но если вдруг интерес к итоговому подарку упадет, то тут же вслед за ним упадет и интерес к учебе, так что учитывайте это заранее. И делайте крупные покупки по этому методу не слишком часто. Иначе ребенок все равно будет думать: «За конец прошлого года на одни пятерки мне подарили планшет, в этом году я снова отличник — где мой ноутбук?». Ну, или вроде того.

Мнение родителей:

«У нас с коршунятами есть чем-то похожее мотивирующая договоренность. Мы им покупаем игры и игрушки, если они сделают, то или иное пособие или комплекс заданий по учебе. Игры выбирают они (обычно это лего, наборы по труду какому-то). У меня есть сомнения, но эффективность мероприятия безусловна».

«По-моему, так можно приучить ребенка только к тому, что он за элементарные свои действия будет постоянно награду требовать. Шантажировать вас начнет, требовать. Это ненормальные отношения в семье».

ДАВАТЬ ЛИ ДЕТЯМ КАРМАННЫЕ ДЕНЬГИ?

Материальные отрицательные

В эту категорию входит лишение любых благ. Не сделаешь что-то и: лишишься вкусного; отнимем телефон с компьютером; не поедешь с нами в кино.

Родители используют этот метод, возможно, чаще всех остальных. Но не всегда применяют его правильно, а именно — угрожают, но не делают. «Еще одна тройка и больше никакого телевизора никогда», «Не уберешь в комнате сейчас — останешься на неделю без сладкого!» и так далее… превращается в час обиды друг на друга и затем — снятие всех запретов. Если не через час, то на второй-третий день точно. И это, конечно, дети запоминают, а потому перестают бояться подобных угроз.

ГОТОВ ЛИ ВАШ РЕБЕНОК К СОБСТВЕННОМУ СМАРТФОНУ?

Кроме того, такие условия чаще всего несправедливы и неравноценны. Сами подумайте, ну какая связь между тройкой по физике и запретом на поход в кино? Одно дело, если физику завтра пересдавать, и надо не по кинотеатрам шастать, а готовиться. Тогда это выглядит вполне справедливо. Но если таким образом вы просто наказываете ребенка, чтобы знал на будущее — вы будете не правы. По крайней мере, в глазах детей.

Этот метод стоит применять в некрупных конфликтных ситуациях и с равноценным обменом. «Не будешь сейчас учить уроки, заберу телефон на время, чтобы не отвлекался». «Не уберешь в комнате сейчас, придется отложить просмотр мультиков вечером, так как другого времени на уборку нет».

Мнение родителей:

«У меня мотивация насчет зубов простая — можешь в любой раз пропустить чистку зубов, но (!) потом неделю обходишься без сладкого, ибо оно особенно-то и не нужно, а без чистки зубов — и вовсе вредно. еще ни разу ребенок (даже если он вот тока что изображал смертельно уставшего) после этого не вставал и не шел в ванную комнату чистить зубы».

«Бесполезно. Ну накажу я его лишением сладкого, например, что в итоге? Мама злая, он хороший, да и сладкое где-нибудь да стянет, никакого эффекта. Разве что только для совсем беспомощных малышей сработает».

УРОКИ ИЛИ МУЛЬТИКИ: С ЧЕГО НАЧАТЬ?

Нематериальные положительные

Тут все просто. Обычные слова похвалы — «ты мой молодец», «как здорово ты справился», «великолепный рисунок» и т. д. И просто ваше внимание. Например, мотивацией к чтению книги может быть и то, что вы читаете ее вместе, закутавшись в ваш семейный волшебный плед.

Конечно, в идеальном мире все успевающих мам и чистеньких аккуратных детей — только так и бывает. Однако, в реальной жизни детей не так уж радует простое: «Молодец!». Учитывайте, что в каждой ситуации словесная мотивация может быть разная. «Я не сомневалась, что у тебя получится», — когда ребенок сам потерял уверенность. «Ой, я бы как ты не смогла», — для примера, который удивит и взбодрит малыша. «Здорово, что ты помог, освободил мне время! Чем хочешь заняться?», — для того, чтобы показать, что время — это ресурс, который можно тратить приятно.

КАК НЕ ЗАВОДИТЬ ЛЮБИМЧИКОВ СРЕДИ ДЕТЕЙ?

Главное — найти нужные слова, быть чутким с ребенком и поддерживать его на всем пути, не противоречить себе («ты что глупый, что решить не можешь?» — «ты умница!»). При этом никто не мешает вам комбинировать похвалу с маленькими подарками. Но будет еще лучше, если они будут не привязаны к пятерке, а просто так, потому что вы друг друга любите.

Мнение родителей:

«А только так и надо. Благодарить, хвалить, любить и лелеять, все делать с теплотой и любовью друг к другу. Тогда и малыш вырастет с правильными приоритетами — важен не подарок, а внимание и т. д. Это должно в привычку войти. За что-то хорошее говорят молодец, а не дарят лего».

«Пробовала подобную методику, сначала не поощряла, а хвалила, сыну очень быстро это надоело, ну не похвалят, ничего страшного. Он этому не особо расстраивается и мотивации порадовать маму у него нет. Но все дети разные, конечно».

БУДУЩИЕ ЗАЩИТНИКИ: КАК ВЫРАСТИТЬ ИЗ СЫНА НАСТОЯЩЕГО МУЖЧИНУ

 

Нематериальные отрицательные

Что входит в эту категорию тоже понятно. Любые фразы вроде «ты меня разочаровал», «как ты мог так со мной поступить» и так далее. А также лишение ребенка таких нематериальных благ как ваше внимание или общение. Кстати, и физическое наказание, вроде шлепка по попе, тоже из этой серии — это лишение ребенка ласки.

Здесь, по сути, и говорить не о чем. Так делать не стоит. Ребенок очень легко запоминает, что, если делает что-то не так, его перестают любить, и это рождает множество травм. Неуверенность в себе, боязнь ошибиться или равнодушие (сначала напускное, а потом и настоящее) к вашим чувствам. В общем, ничего хорошего от этого не будет. И чем младше малыш, тем хуже он это воспримет из-за тесной связи с мамой.

КАК НЕ ЗЛИТЬСЯ НА РЕБЕНКА?

Некоторые родители применяют подобные методы на детях-подростках, так как это работает. Но работает не значит — надо так делать. Советуем вам быть осторожнее и со словами, и с молчанием, и применять данный метод только в крайнем случае.

Мнение родителей:

«Вы даже не представляете, как я потом жалела. Я с Юльчашей час не говорила, показывала, как обиделась, а она ревела, теперь еще конфликта нет — она в слезы, орет, раньше такого не было. Переволновалась, я ей сказала, что с такой девочкой дружить не буду, она себе навыдумывала, в общем… надо думать, прежде чем говорить, девчули».

«Ну я могу наорать, перестать разговаривать, почему нет? Зато начнешь игнорировать — сразу сам прибежит мама то, мама это. И начинает заглаживать. Чувствует же, что раз мама молчит, значит напортачил».

Удачи вам в воспитании!

Еще больше интересного в нашей группе в «Вконтакте» и «Одноклассниках».

 

Интересное по теме:
Что делать, если ребенок все время теряет вещи?
Надо ли помогать детям с уроками

Дата публикации:
Источник: Tlum.Ru