Обзор мультфильма «Течение»: котик выживает в постапокалипсисе

Драматичная лента для эстетов с крепкими нервами

Любите ли вы животных? Если да, то… вам лучше закрыть эту страничку. Или всё же нет? Тлум.Ру рассказывает о европейской анимационной новинке — мультфильме «Течение» (или же «Поток», в оригинале «Straume»), который уже заслужил овации в Каннах, высокие оценки на агрегаторах и прогнозы в выигрыше «Оскара». Сюжет описать очень просто: здесь есть кот, ещё несколько животных и наводнение, в котором они пытаются выжить. Дальше настоятельно рекомендуем читать только людям с действительно крепкими нервами.

 

О чём?

Жил-был чёрный котик. В постапокалипсисе. Людей в этом мире нет, и уже очень давно: сохранились только остатки архитектуры, и те изрядно заросли. Котик как раз живёт в доме, где до этого обитал кошачий скульптор — повсюду разнообразные изваяния кошек, и это не делает картинку радостнее. Впрочем, котик не тужит: охотится, бегает от местных собак и спит на верхнем этаже.

Привычную жизнь прерывает внезапно начавшийся потоп. Вода медленно и неотвратимо заливает всё вокруг, и дом тоже. Спустя большое количество попыток выжить и выплыть котик попадает на лодку, в которой уже плывёт капибара. Так начинается их приключение — это если сказать мягко, а если по правде — то зрителей ждёт полтора часа борьбы животных за жизнь.

 

О ком?

К усатому главному герою и добродушной капибаре на лодку постепенно прибивается ещё несколько животных. Это весёлый золотистый ретривер из той компании собак, что раньше гоняла котика. Юркий лемур-барахольщик, немножко помешанный на своих вещичках. И большая белая птица — увы, мы так и не разобрались, что это за вид, но пусть будет цапля. Звери поначалу были настороженно или даже враждебно настроены друг к другу, но перед лицом общей опасности — заливающей всю поверхность воды — им приходится ужиться и даже подружиться. Здесь лежит та заложенная в мультфильм идея, которую считать легко: сотрудничать проще и эффективнее, чем воевать, а вынужденные товарищи могут стать друзьями и даже семьёй.

Тут же стоит упомянуть несомненную прелесть мультфильма в плане достоверности отображения животных. Нарисованы они максимально анималистично: движения, позы, поведение — всё как в жизни. Владельцы кошек точно оценят эти ленивые потягивания-царапанья стен лодки или то, как котик сбрасывает с импровизированного «стола» вещи. Впрочем, на абсолютную реалистичность «Течение» не претендует: элемент фантазии вносят мелочи вроде того, что животные осознанно научились управлять парусной лодкой. Или то, сколько раз коту и другим везло. В реальной жизни они погибли бы через пять минут хронометража от начала бедствия. Ну, от силы десять.

 

Как это выглядит и звучит

Фантастически красиво, несмотря на простоту стилизованной графики. Изящно нарисованные животные действуют на фоне захватывающих дух пейзажей и огромного количества воды. Природа, свет, цвет — многие кадры можно ставить на паузу и использовать в качестве обоев для гаджетов. Заглядение!

О звуках тоже стоит сказать: этот мультфильм не нуждается в переводе, потому что никто не произносит ни слова. Все звери общаются звуками, присущими их видам, причём делают это максимально реалистично. Настолько, что при просмотре ваши домашние питомцы будут реагировать, поднимать ушки и нервничать вместе с вами. А нервничать здесь есть, о чём.

 

Почему это тревожно

Нравится ли вам видеть, как животные страдают и пытаются выжить? Если нет, и ваше сердце обливается кровью, когда вы наблюдаете подобное, то смотреть «Течение» будет тяжело. Редкие моменты условной безопасности на лодке в условиях глобального потопа перемежаются постоянными сценами с риском для жизни. Жестокая борьба со стихией выглядит и правдоподобно, и душераздирающе.

К этому можно добавить общий жутковатый тон мультфильма. Начиная с кошачьих скульптур, брошенных и напоминающих о прошлом, продолжая своеобразными скримерами, когда из воды внезапно показывается гигантская человеческая рука статуи, и заканчивая сценами затопления всего и вся. Поданы они особенно эффектно: волны разливаются под спокойную мажорную музыку, это красиво, масштабно и захватывало бы дух от впечатляющей эпичностью мощи стихии, если бы одновременно с этим бедный маленький котик не метался в поисках клочка, за который можно уцепиться, чтобы не утонуть.

 

Почему это непонятно

«Течение» как авторский и артхаусный проект пытается нести в себе мораль и философские идеи. К сожалению, разглядеть их не очень просто, кроме той, что про сотрудничество и семью. Допустим, экологическая составляющая тоже ощущается, хотя напрямую указаний на то, что люди исчезли по своей вине, нигде нет — ну, это и так подразумевается. В остальном мультфильм оставляет больше вопросов, чем что-то объясняет. Некоторые моменты так и вовсе остаются фантастическими и абсолютно лишёнными логики. Например, мы так и не поняли, что произошло с птицей. Сцена с ней — психоделическая фантазия, но увы, что буквально случилось с пернатой героиней, никто не пояснил.

Возникают и более приземлённые вопросы — такие, как питание. В первой половине ленты зрителям показали только то, как обедала капибара, затаскивая банановую ветвь на палубу лодки. Котик же как будто бы несколько дней ничего не ел, и волнение за то, что он умрёт если не от воды или хищников, то голода, сильно мешало просмотру. Уже во второй половине мультфильма выясняется, что он научился хорошо плавать и ловить рыбу. Эта информация пригодилась бы зрителям раньше!

 

Итого

Как мы уже сказали, «Течение» — это авторский проект. Гинтс Зильбалодис выступает тут режиссёром, сценаристом, продюсером, оператором, композитором, художником и монтажёром. То есть да, буквально все роли его. Молодой латвийский аниматор бесспорно очень талантлив, и этот мультфильм — действительно выдающийся проект, оригинальный, свежий и впечатляющий. Плюсом также можно назвать счастливый финал — да-да, эти полтора часа борьбы заканчиваются хорошо и все выжили. Вроде бы. Мы так и не поняли про птицу.

Но даже несмотря на это, остаётся вопрос для кого этот мультфильм собственно создан. Детям он может показаться скучноват, так как динамики в нём не очень много, а пейзажей и медитативных сцен — достаточно. Взрослым, которые равнодушны к животным, будет неинтересно: ну выживают, и что с того? Тем же, кто животных любит, наблюдать за детально отрисованными страдающими зверями может быть невыносимо. Получается, «Течение» адресовано всё же последним, но только в том случае, если они хотят «пожевать стекла», как сейчас говорят молодые зрители. То есть как следует пострадать и потрепать нервы. Желаем зрителям стойкости, а всем котикам долгой жизни и не повторять судьбу главного героя.

Источник: Global Cinema | Журнал о кино

 

Интересное по теме:
Главный претендент на «Оскар» среди мультфильмов: Кот, вода и постапокалипсис
Самый переоценённый мультфильм? Обзор «Дикого робота»

Дата публикации:
Источник: Tlum.Ru