Обзор мультфильма «Лука»: удалось ли Pixar создать новый шедевр

Лето! Море! Чудовища!

Жил-был маленький морской монстр по имени Лука, пас барабулек, скучал и мечтал о чём-то большем. Родители у него пусть и хорошие, но свободу ограничивали: тут родился конфликт о «идти наперекор их воле» с воспоследовавшим непослушанием и выходом в люди — в прямом смысле.

С таким диснеевским посылом и необычным антуражем начинается новый мультфильм студии Pixar — «Лука», уже в прокате. Рассказываем, каким он получился, по каким критериям «тянет» на звание новой жемчужины студии и почему этот гимн лету, дружбе и принятию стоит увидеть своими глазами.

 

Лето. Солнце. Море. Италия, 50-е.

Прежде всех сюжетов, героев и прочих составляющих стоит сказать об этом: заливающем зрительный зал настроении, пропитанном летней морской атмосферой. С экрана будто дует солёным воздухом, наполненным солнцем, нотками рыбого запаха и искренними ребяческими приключениями.

Это 100% итальянской Ривьеры, морских брызг и прекрасного рубежа 50-х и 60-х годов. Того самого ощущения, когда новенький мопед = заветная мечта, местное детское соревнование = главное приключение лета, а тяга к знаниям и искренняя дружба = ценности, о которых хочется кричать во весь голос.

А теперь можно и про мультфильм конкретнее.

 

История. О чём?

Упомянутый выше Лука, как русалочка Ариэль, интересуется сушей: смотрит на предметы человеческого быта, мечтает подняться на поверхность, но очень боится. Подводной жизни Луки и его семьи отводится немало вступительного времени. Затем случай сводит его с другим морским монстром Альберто, который как раз обитает выше уровня моря и кое-что знает о людях.

Герои быстро становятся друзьями и вместе открывают человеческий мир, манящий и непонятный. Им это удобно: мифические амфибии здесь являются перевёртышами, ловко сменяющими чешую на кожу и волосы (сразу сухие, между прочим!).

Зрителей ждёт увлекательный первый акт: Лука учится дышать, ходить и разъезжать на велосипеде, когда действие перемещается в город. Там друзья находят себе подругу, приключения и вписываются в местную (абсолютно замечательную) гонку, включающую в себя заплыв, поедание пасты и собственно велосипедное соревнование. У героев разная мотивация для победы, и в целом мультфильм вообще-то совсем не о гонке, но основная канва истории расположена именно так.

 

Герои: о ком?

Мультфильм на первый взгляд кажется камерным: персонажей не так много, действие разворачивается в одном прибрежном городке и его водах. Если смотреть более конкретно, то похождения Луки и его друзей выглядят глобальнее.

Пожалуй, тут можно вспомнить другую работу студии — «Вперёд», и их открытие волшебства для мира сродни по масштабу тому, что творится в «Луке». Но если пригородная магия эльфов особо не затрагивает нас с вами, то мир морских чудищ на самом деле очень в повестке нашей жизни.

Так вот, о ком. О Луке — нерешительном и местами робком, но целеустремлённом и мечтательном парне. Он — такой, чтобы можно было легко ему сочувствовать, естественно примерять его чешуйчатую шкурку и вздыхать, насколько жизненны его трудности: и родители, грозящиеся сослать его на дно к скучному дядюшке, и барабульки эти, будто Лука не свою жизнь живёт, и его скромность с осторожностью, местами мешающие достигать целей.

Второй герой — Альберто. О нём нетрудно сказать, что он — противоположность Луки. Смелый, местами наглый, бахвалистый и экспрессивный. Снаружи — да, а внутри у них находится немало общего, о том самом, важном, мечтательном и глубинном. Они образуют чудесный дуэт, искренний и помогающий друг другу раскрыть свои сильные стороны. О таких отношениях остаётся только вздыхать.

К красивому бромансу присоединяется Джулия: местами гиперактивная, яркая, отважная и сочувствующая двум «горям луковым». К большой нашей радости, в мультфильме при этом отсутствует романтика: отношения между девочкой и двумя парнями остаются предельно дружескими. Гораздо больше внимание уделяется именно Луке с Альберто, которым предстоит сделать немало важных выводов о роли и месте в жизни друг друга.

Отдельно хочется поклониться родителям Луки, которые раскрываются в сюжете с достаточно неожиданной стороны (особенно бабушка!), и кивнуть в сторону злодея. Да, он тут есть, что для Pixar не такое уж частое явление. Местный пижон Эрколе — типичный «первый плохой парень на деревне», при просмотре его поведение вызывает раздражение, но у героев оно явно сильнее.

А ещё тут есть очаровательный котик. Ну какой успешный мультфильм без котиков-то, верно?

 

О семье и толерантности

По пункту «мультфильм о семье» ленту можно смело занести в список лучших, пусть во многом там речь не про ту семью, что по крови. Кровь может быть даже разной температуры. Впрочем, начало сюжета двигает именно детско-родительский конфликт, так что и такую семейность в «Луку» положили с горочкой.

А теперь — об актуальном и самом важном. Это мультфильм прежде всего о толерантности и принятии не таких, как все. Аллюзии на современное общество прослеживаются вполне явственно. Это уже не морские чудовища, а притесняемые меньшинства, чем-то отличающиеся от массы. И вишенкой на тарелке пасты — инклюзивность. Отец Джулии — однорукий рыбак, родившийся с такой недостачей и успешно справляющийся со своей работой. И если кому-то сейчас хочется крикнуть «опять везде повестка», то всё же не стоит. Она зашита глубоко, проглядывается не настырно и донесёт до зрителей только полезные идеи, с которыми в нынешнем мире будет житься проще.



Как это выглядит и звучит?

Разумеется, прекрасно. Производственные мощи Disney и из домашних офисов выдают запредельно красивые картинки, с мельчайшими морскими брызгами, чешуйками и вот этим всем. В то же время визуальный стиль в целом напоминает ожившие картинки из детских книжек: гипертрофированные черты, большие глаза, громкие (итальянские!) эмоции. Одни морские чудовища показаны так характерно, мило и одновременно достоверно, что в них хочется верить. Не зря их с древних фресок и карт рисовали.

Музыка также исправно переносит зрителей в Италию нужного времени. Отдельно хочется отметить традиционно качественный российский дубляж от «Невафильм» - в нём осталось достаточно локального, чтобы после выхода из зала нужно было «перестраиваться» от типичного итальянского говорка.

 

Что в итоге?

Пока зрителей радуют насквозь технологичные «Митчеллы против машин» или вдохновляет грядущий «Неисправимый Рон», режиссёр Энрико Касароса зовёт совсем в другое место и в другое детство, напрочь лишённое гаджетов, зато летнее и вкусное. После просмотра вам наверняка захочется съесть большую порцию пасты и желательно окунуться после этого в море, грезя о приключениях с друзьями или даже космосе. Чего вам и желаем. И да, «Лука» действительно настолько хорош, что максимально близок к шедевру.

P. S. Силенсио Бруно тем, кто будет сомневаться, идти ли в кино или нет.

P. P. S. Сцена после титров есть, не пропустите. Приятного просмотра!

 

Читайте также:
Преодоление страха поверхности в трейлере мультфильма «Лука»
Мультфильмы и кино: 15 летних премьер для всей семьи

Дата публикации:
Источник: Tlum.Ru