Как студия «Паровоз» создаёт мультфильмы: секреты мастерства

На примере мультсериала «Лео и Тиг»

Магия создания мультфильмов — особый процесс, сочетающий и творческий полёт, и сугубо технические моменты. Мы смотрим на уже готовые истории, не зная толком, что было до того, как эти нарисованные герои ожили на экране нашего гаджета или телевизора. Хотите быть в курсе того, как всё работает на предыдущих этапах?

Тлум.Ру рассказывает про волшебство анимационной студии «Паровоз» на примере мультсериала «Лео и Тиг». Раскладываем по полочкам все шаги той самой магии, которую видим уже в концентрированном виде.


Препродакшн

Этот этап называют самым творческим в создании мультфильма. Он включает в себя такие решения, как вид персонажей, место действия и основные предметы. Предыдущий шаг — собственно создание сценария, на основе которого концепт-артисты выполняют свою задачу.

Художница мультфильма «Лео и Тиг» Дарья Булатчик о том, как работает она:

«Мне интересно брать знакомые всем вещи и фантазировать, из каких лесных материалов их могли бы сделать наши герои. Например, мы придумали, что вёдра Лео и Тиг могли бы смастерить из коры, стол — из камня, а компас — из дерева и маленьких бамбуковых веток».

В серии «Бамбуковый мастер» зрители увидели ловушку, сделанную харзами. Вид у неё довольно неряшливый, ведь эти герои не сильно заморачиваются планированием. Её тоже моделировала Дарья — и она считает, что подобная поделка отлично подходит характерам хулиганов.

Параллельно работе художников происходит поиск актёров озвучки, проводятся кастинги и запись диалогов — то есть вся кухня, касающаяся голосов героев. Это помогает оценить длину будущих сцен.


Аниматик

Или «черновик» мультфильма. Наступает очередь сторибордиста, который схематично рисует сцены с действиями героев. Уже буквально прорисовывается композиция кадра, сюжетная линия, жесты и даже хронометраж. Эту часть работы создают как от руки, так и сразу в 3D-программах. Аниматик — это подробности, которых нет в сценарии.

Режиссёр аниматика мультфильма «Лео и Тиг» Елена Филлипик о данном этапе:

«Режиссёр серии детально расписывает происходящее в сцене, указывает крупность планов, определяет, как разыгрываются шоты, какая мимика и пластика будет у персонажей. Если в сценарии написано „зайчик появился на полянке“, то в режиссёрской версии эта фраза выглядит так: „на общем плане зайчик выпрыгивает слева из-за кадра и в три прыжка приближается к медвежонку“».


Продакшн

Итак, режиссёр утверждает аниматик, что дальше? Перевод 2D-изображения в 3D-пространство. Происходит создание объёмных моделей персонажей и предметов. Если какую-то 3D-модель (это может быть герой, предмет или целая локация) используют больше, чем в одной сцене, то она уже может называться ассетом.

Не забываем про текстуры, которыми занимаются художники. Они рисуют цвета, блики и рельефы на поверхностях. Риггеры (от английского rig — оснастка) создают элементы, позволяющие управлять героями, как куклами. Здесь персонажи перестают быть статичными и начинают двигаться: крутить головой, вертеть хвостом, сгибать лапы.

Дальше расстановка. Аниматик серии нарезают на шоты и отдают layout−артистам. Те работают в 3D-графике: выставляют виртуальную камеру и композицию кадра, добавляют необходимые для сцены объекты и героев, продумывают и разрабатывают траекторию движений персонажей.

Layout-артистка Анна Артемьева о её роли в создании «Лео и Тига»:

«Для работы мне необходимы готовый аниматик, локация с холмами и деревьями, камера, сами персонажи и предметы (компас, лестница, корабль). Затем я открываю локацию и начинаю расставлять зверят и камеру согласно аниматику, чтобы получилась красивая композиция кадра и съёмочные планы. По скорости и перемещению персонажей я тоже ориентируюсь на аниматик».

И если в первоначальной 3D-версии герои идут слишком медленно или быстро, то именно layout-артист может изменить скорость по своему усмотрению, чтобы всё было гармонично и естественно.

Дальше на сцену выходят 3D-аниматоры, по результатам их трудов у персонажей появляются эмоции и характерные движения. Переходы от одной сцены к другой генерирует компьютерная программа. Скорость у процесса не самая быстрая — за день создаётся одна-две секунды будущего мультфильма.

3D-аниматор мультфильма «Лео и Тиг» Ольга Кудрявцева о том самом волшебстве:

«В начале работы над сценой герой выглядит безжизненным, как кукла. У него внутри есть скелет, а снаружи контролы, с помощью которых его можно двигать. А потом начинается самое интересное: аниматор придумывает все движения и жесты персонажа, даже самые маленькие, и, казалось бы, незаметные: покачивание головой, моргание, движения пальчиков и бровей».

2D-формат не забывают, такие вставки регулярно встречаются и в 3D-мультфильмах. В «Лео и Тиге» с их помощью рассказывают сказки и легенды. Каждую картинку здесь создают вручную, отрисовывая 24 кадра для всего одной секунды мультфильма.

2D-аниматор «Лео и Тига» Екатерина Печурина о том, как это происходит:

«Сначала 2D-аниматоры рисуют черновую анимацию, в которой видно всё происходящее, но без мелких деталей и нюансов. Например, я работала над сценой ссоры двух павлинов и сперва нарисовала только общие контуры их фигур».

«Затем мы обсудили анимацию с режиссёром, он попросил сделать этот момент экспрессивнее, и я добавила птицам рассерженные взмахи крыльями. Все остались довольны результатом, и мы с коллегами сели за прорисовку и покраску сцены».

«Затем добавили эффект лучей солнца и скорректировали фон, убрали неудачно „попавшую“ в клюв ягодку. Готовая анимация ушла в монтаж и затем предстала перед зрителем во всей красе».

Про отдел симуляции слышали? Есть и такой. Его работники дают персонажам блеск глаз и пушистую шёрстку, перья, в общем, те становятся более реалистичными, такими, какими мы привыкли видеть животных в мультфильмах. После этого начинается работа над остальными визуальными эффектами: порывы ветра, танец листвы, всплески воды и многое другое.


Постпродакшн

Следом эпизод проходит рендер — преображение объёмных объектов в цветное 2D-изображение с настроенными материалами и отражениями. Процесс тоже медленный, но куда деваться. После рендера серию ждёт композ — специалисты занимаются финальной сборкой картинки. Там докручивают балансировку цвета, исправляют последние недочёты и допущения, которые остались от предыдущих этапов.

Ведущий специалист по композу «Лео и Тига» Алла Вострикова о своей миссии:

«Наша основная задача — навести красоту в кадре. Мы настраиваем свет, блики и тени таким образом, чтобы картинка смотрелась выигрышно. Кроме световых и цветовых настроек на композе делается природная магия, свидетелями которой так часто становятся герои мультфильма: светящаяся волшебная пыль, туман или молнии на небе».

После композа остаётся монтаж. Из множества шотов монтажёр «лепит» эпизод. Потом происходит наложение голосов озвучки на персонажей и добавление фоновых звуков природы, ведь мы смотрим за жизнью диких животных. Далее серия следует в отдел технического контроля, чтобы позже появиться на экране и показать зрителям очередной интересный сюжет. И вуаля, волшебство готово к тому, чтобы его вкушали зрители!

Надеемся, что вам было интересно окунуться в мир создания милого и пушистого российского мультсериала. Если вы хотите получать другие статьи о создании анимации, подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен. А ещё мы завели Telegram — присоединяйтесь, если вам удобнее этот формат.

Также вам понравится:
«Лео и Тиг. Волшебные песни» — главная осенняя телепремьера на канале «МУЛЬТ»
11 вопросов создателям мультсериала «Герои Энвелла»

Дата публикации:
Источник: Tlum.Ru