«Дети, как работники ФБР, уже собрали на меня досье»
Подборка мыслей и историй учителей о школьных буднях
Что думают современные учителя о своей работе? Не жалеют ли что выбрали для себя этот нелегкий путь, как строят общение с учениками, какие случаи из практики стали для них особо запоминающимися?
Редакция Tlum.Ru изучила телеграмм-каналы российских учителей, которые делятся своими советами, байками и просто мыслями о буднях педагога и собрала для вас самые яркие и интересные мысли о работе современного учителя.
О том, что такое — быть учителем
«Да и вообще, у меня такое ощущение складывается, будто только сейчас, ближе к концу года, я стала понимать, что от меня требуется, и как это вообще — быть педагогом. Все еще не знаю, нравится ли мне это, хочу ли я этим заниматься всю оставшуююся жизнь или нет, но хотя бы я теперь не испытываю отторжения к слову „учитель“ и даже произношу его с какой-то едкой гордостью».
«Представьте: вы рассказываете на уроке про народ тольтеков и их страшные ритуалы. И вот вы увлеченно описываете, как тольтеки пускали друг другу кровь и как по весне приносили в жертву богам юношу и девушку, разбивая им головы ритуальной булавой. И тут на первой парте ойкает девушка и испуганно прикрывает рот рукой.
Именно в этот момент ты понимаешь, зачем все это рассказываешь. Потому что теперь, выслушав эту страшную сказку про кровавые обряды индейцев, девочка на всю жизнь запомнит, что жил на свете такой народ — тольтеки.
И через 20 лет она расскажет это кому-то еще».
«Дети посвящают меня в свои тайны.
Я знаю, кто ужасно грустит по умершему брату, кто страдает от ревности, а кто от неразделенной любви, кто давно потерял смысл в жизни, хотя ему всего 12, а кто бисексуален.
От этих тайн мне часто бывает не по себе, и я совершенно не представляю, что делать с этой информацией. Я не всегда стремлюсь помочь (чем тут поможешь?) или дать совет. Чаще я просто слушаю, а еще чаще читаю (обычно мне пишут в ВК).
Я не знаю, правильно ли я поступаю и существует ли вообще универсальный рецепт поведения в таких ситуациях. Но мне кажется важным быть с детьми человеком в первую очередь, а не учителем. Вдруг кому-то станет легче хотя бы оттого, что у него есть возможность рассказать о своих переживаниях?».
О том, где граница между работой и личной жизнью
«Самое неприятное в жизни рядом со школой — встречи с учениками.
Да, это очень мило и патриархально, когда ты идешь по улице, а все с тобой здороваются, называют по имени-отчеству, говорят „ой, хороший урок был“. Только такого не бывает. Обычно ты стоишь в магазине и покупаешь пиво, пену для бритья и лежалый кусок сыра. Внезапно рядом с тобой пристраивается ученик и говорит: „Здравствуйте, имя-отчество“. И ученика прямо дрожь колотит, потому что на прилавок он выложил точно такое же пиво, чипсы и две пачки презервативов. И ты так смотришь на него, покровительственно улыбаешься и говоришь: „Здравствуйте, господин такой-то“. Но глаза твои говорят: „Скотина, отойди от меня.“».
«В начала года я пришла на уроки в девятые классы, где дети, как работники ФБР, уже собрали на меня полное досье по страничке Вконтакте. Разумеется, было много вопросов „А как…“, „а что…“, „а кто…“, на которые я в рамках допустимого отвечала или переводила тему, если интересовались слишком личным или пытались спровоцировать. Но вопрос „А это ваш настоящий муж, или вы ему платите, чтобы он с вами фоткался?“ застал меня врасплох».
О том, как себя ведут современные дети
«А я в восторге от нынешних подростков. Бодрость, рвение, у некоторых — злость с желанием срочно менять мир. Это не те миллениалы, к которым мы привыкли (по крайней мере, я), но ещё не следующее поколение. Они где-то посередине и вы только посмотрите, что вытворяют!
Само собой, за каждым таким проектом стоит взрослый, но этот взрослый увидел огромный потенциал детей и понял, как вытащить его из них, учитывая все особенности поколения. Ты уже не научишь этих детей так, как учили твоих родителей или тебя.
Ну, а темы, которые они поднимают, вообще не каждому-то возрослому по зубам».
О том, что забавного происходит на занятиях
«Вчера мои уже шестиклассники начали изучать историю Средневековья. Поговорил с ними про источники, стереотипы, рыцарей и отличия от Античности. После звонка ко мне обратился ученик.
— Кирилл Александрович, а можно взять доклад?
— Не торопись, К. Как начнем погружаться в тему, будут вам доклады.
— Но мне сейчас очень надо…
— Хм, для чего? Ты сегодня и так с пятеркой.
— У меня интернет дома кончился. Папа сказал, что продлит, только если я буду готовить доклад.
Признаюсь, я растаял. В конце концов, к знаниям и истине ведет много дорог. В том числе через интернет.
— Хорошо, К. Расскажи на следующем уроке о Великом переселении народов. Кто его начал, и чем все закончилось.
— Спасибо!
Разговор слышала коллега. Улыбнулась и подмигнула. Мол, все правильно сделал ;)
Сегодня в коридоре выловил К. — интернет ему пока не вернули…».
«Сегодня случился мой самый сложный день в школе. Я заменяла учителя первого класса. 4 урока: физкультура, окружающий мир, письмо и труд.
— Можете расстегнуть мне платье/рубашку/брюки?
— Я не могу завязать шнурки!
— У нас не бывает физкультура первым уроком, я не буду переодеваться!
— Алексана Евгень, Алексана Евгень, а можно я буду просто звать вас Алексана, а то мне сложно?
— У меня болит палец, что мне делать?
— У меня нет с собой прописей/картона/ножниц/физкультурной формы!
— Я не буду с ней сидеть, она вонючка!
— Я проглотил клей!
— А вот так правильно?
— А можно на моем дереве будут снежные листочки?
— А он меня бьет, а я в него плюнул!
— А когда мы уже пойдем домой? Я так хочу домой…
— А я хочу в туалет!
— И я!
— И я!
АААААААААААААААА».
Интересное по теме:
Учитель из США превратил класс в кабинет Хогвартса
Что 1 сентября дарят учителям вместо цветов