Что делать, если ребенок все время теряет вещи

Как приучить растеряш к порядку

Многие родители сталкиваются с одной и той же проблемой: ребенок пришел из сада или школы без сменки (портфеля, пенала, игрушечного носорога и т. д.). И это уже далеко не в первый раз! На прошлой неделе — шарф, на этой — шапка, сколько можно покупать ему новые вещи вместо потерянных? И ведь если спросить, где он оставил что-то, не вспомнит, будет только виновато смотреть в угол.

Как бороться с излишней забывчивостью у детей? Какие есть причины для подобного поведения? Разбираемся в этом с помощью психологов и приводим комментарии родителей с форумов и из соцсетей.

6 причин несобранности

Для начала стоит разобраться, в чем причина несобранности вашего ребенка. А их может быть очень много. У детей до 5 лет невнимательность вообще практически норма. Излишнее любопытство и интерес к окружающему миру не дает им сконцентрироваться на чем-то одном. Положил ведерко у дерева и пошел на горку, она же красивая и красная. А когда вы поинтересуетесь, уходя с площадки, где игрушка — ребенок не вспомнит, спрашивать его об этом бесполезно, так как у малыша нет такой временной памяти. И ругать его не стоит, нужно тренировать память.

Вторая причина — излишняя погруженность в себя, мечтательность. Это дети, которые куда больше в своих мыслях, чем в реальном мире. В этом случае такая черта характера может сопровождать ребенка все детство, если не всю жизнь. Забывают они неосознанно, но тренировки памяти могут помочь им сконцентрироваться.

Третья причина — отсутствие понятия личной собственности. Например, в большой семье ребенок может считать все игрушки общими, а потому и следить за ними не нужно, это не его личная ответственность. То же самое в детских учреждениях, где работают детские правила обмена «ты мне — я тебе». Утром обменялись, а к вечеру вспомнить, что и кому было отдано, уже сложно.

ГОТОВ ЛИ ВАШ РЕБЕНОК К СОБСТВЕННОМУ СМАРТФОНУ

Четвертая причина — спешка. Если у малыша нет времени на сборы, конечно, он что-нибудь да забудет. И не только ребенок, но и взрослый. Малыш к вечеру плохо помнит в каких штанах он пришел в садик, были ли у него с собой варежки и что он положил в портфель. Также на ребенка может влиять излишняя загруженность. Школа, домашка, кружки, обязанности по дому, увлечения… День расписан по минутам, нагрузки слишком большие и у ребенка не остается времени подумать о том, что он взял, а что нет.

Пятая причина — отсутствие самостоятельности. Если мама малыша одевает, раздевает, портфель ему собирает и с уроками помогает, то сам по себе ребенок станет беспомощным и никак не вспомнит, что там ему положили в сумку с собой.

А еще ребенок может забывать что-то специально. Забыть дома тетрадь, потому что не сделал домашку, забыть в школе дневник, чтобы не увидели оценки и так далее. Если вы чувствуете, что ребенок хитрит, просто поговорите с ним о ситуации в школе и причинах такого обмана.

Профилактика против забывчивости

Если малыш маленький или большой, но излишне рассеянный, то ему сложно держать в голове все свои вещи, которые он носит с собой. Облегчите ему задачу и пометьте его одежду каким-нибудь логотипом, символом или просто биркой с фамилией, чтобы потом было легче искать. Тем более, что кроме вашей растеряши в саду или школе, есть и другие, и кто-то из детей вполне мог уйти на улицу в ваших штанах.

Проговаривайте с детьми нужные действия вслух, чтобы довести их до автомата. Пришли — сняли варежки, сунули их в карманы. Сняли шапку и шарф — положили на полку. Куртку — на крючок. И так далее. Можете придумать стишки, чтобы ребенок легче запоминал эти действия.

НАДО ЛИ ПОМОГАТЬ ДЕТЯМ С УРОКАМИ

Еще помогает проговорить предметы по их количеству (можно с загибанием пальцев). В портфеле должны быть: учебник, пенал, тетрадь и т. д. По возвращению, разбирая портфель, повторите список вместе с малышом, чтобы убедиться, что все на месте. Если вы сами страдаете от забывчивости, этот список лучше записать.

Кроме этого, существует очень много игр на тренировку памяти. Устные вроде «Я возьму с собой на север» или «Я знаю пять…», и онлайн вроде Memories, и настольные вроде «Уга Буга». Подобрать что-то по вкусу ребенка не составит труда.

Не давайте растеряше лишние вещи. Если вы знаете о рассеянности малыша, то ему точно не нужно вручать еще и пару игрушек, которые он хочет взять, и телефон на недолгую прогулку. Тем более, что, выполняя любой каприз малыша, вы обесцениваете вещи, которые он получает, и заботиться об их сохранности он не станет.

Аккуратность стоит воспитывать во всем. Найдите место для каждой вещи ребенка и время для ухода за этой вещью. Учите ребенка следить за своими вещами самостоятельно и постоянно. Например, регулярно чистить обувь или сдавать вещи в стирку. Не убирайтесь за ребенком и не делайте все за него. Научите малыша планировать свое время, не суетиться и выделите лишние пару минут на проверку всего перед выходом.

КАК ПОДГОТОВИТЬ РЕБЕНКА К ДЕТСКОМУ САДУ

Не стоит останавливать малыша строгим: «Ничего не забыл?». Лучше будет сделать это в форме вопроса, а ничего ли он не забыл? Пусть сам еще раз проговорит, что должен взять, вслух и, если не вспомнит, тогда уже вы напомните, что сменка валяется вон там. А если малыш собрался и ничего не забыл, и вы не забудьте похвалить его.

И последнее — подавайте ребенку хороший пример. Ведь дети делают что-то, смотря на нас. Так что привыкайте к порядку всей семьей и проводите работу над ошибками вместе.

А если уже потерял…

Если ребенок уже потерял вещь, постарайтесь не ругать его, а обсудить причины случившегося и проговорить, что он должен был сделать, чтобы этого не произошло. Все что вы будете делать, должно быть не наказанием, а необходимыми мерами. Не называйте ребенка «растеряшей» или «рассеянным», так вы только укрепляете его в этой мысли.

Лучше попробовать вызвать в малыше чувство ответственности. «Ты сам должен следить за своей ледянкой на горке, я на тебя полагаюсь». И тогда малыш, может быть, и запомнит, что мама дала ему важное задание.

Взамен потерянных вещей не торопитесь покупать новое и лучшее. Ребенок должен успеть ощутить дискомфорт от потери. Походит на физкультуру в старых кроссовках, поносит в школу свитер не по размеру, останется с обычным телефоном вместо смартфона. Главное, не перестараться, чтобы ребенок не стал причиной насмешек или травли в школе.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНКА ТРАВЯТ В ШКОЛЕ

Если ваш малыш рассеянный по натуре, постарайтесь вообще не покупать ему дорогих вещей и объясняйте ему это с точки зрения материальных расходов. Объясните, что, если вы купите ему машинку и он ее потеряет, новой не будет. Вы не можете себе это позволить. А вместо крутого пенала с Пикачу придется ходить с обычным синим.

Если ребенок уже подрос и имеет карманные деньги, то такие пропажи можно выписывать ему «на счет», чтобы он понял стоимость той или иной вещи. И вообще, не бойтесь обсуждать с ребенком материальную сторону дела. Для малыша вы можете сравнить пропавшую вещь в понятном ему эквиваленте, вроде: «Эх, а ведь эта шапка стоила 10 киндер-сюрпризов. Теперь придется копить». Наглядно, правда?

Комментарии родителей:

«Я своей говорю — нет, не купим. Особенно если учесть, что игрушки покупаю не дешевые. Сразу говорю — береги, относись аккуратно, потеряешь или сломаешь — новой не будет. У нас редко что-то теряется. Если не уверена, что сможет игрушку сберечь — не берет с собой. Говорит пусть дома останется, а то испачкается или сломают».

«Моя знает что куплю из ее карманных денег или продав что-то из ее вещей на авито. моя разбила люмию за 20 тысяч через месяц после того как она у нее в руках оказалась (пишу так потому что я ее не покупала. ей ее подарили за участие в ЧЕ) она с ней еще 9 месяцев проходила пока осколки выпадать не стали».

«Теряет все и постоянно. Никакие игры на память не помогают, они ему не интересны. И не забывать, хоть на минуту собраться — тоже неинтересно. Повторит из-под палки — все равно забудет. Помогает только жесткая материальная ответственность и дисциплина. Или угроза реально серьезного наказания вроде отмены поездки летом заграницу (к бабушке вместо этого отправлю). Потихоньку дает свои плоды».

КАК ВЫРАСТИТЬ НЕРЯХУ

«Эх, буквально вчера я продумывала план „мести“ за очередную оставленную в школе форму для физры (а это, извините, кроссовки и спортивный костюм, общей стоимостью около 10 тыс.). Что решила: если не найдет, не буду оплачивать в ближайшие месяцы тренажерный зал. На физру походит пока в кедах и старых штанах. Но костюм был сегодня найден))))».

«Просто надо объяснить, что это его вещь, его, как его игрушки. его комната, его цветы, его тетради и все такое, и поэтому он сам об этом пусть и заботится, как следит за собой так и за своими вещами. чистит же он зубы, п.ч. иначе они будут болеть. Пусть он будет знать, что такое ответственность и последствия. Я бы сказала, ты можешь делать с курткой что угодно, хоть полы ей мыть, но носить ее тебе, или оставлять в раздевалке, но потом придется ходить без спорт. куртки. Без злости и угроз. Просто по факту. оставишь куртку — будешь ходить в футболке»

Удачи вам и пусть все потери найдутся!

 

Интересное по теме:
Что делать, если ребенок прогуливает школу
Как бороться с детским нытьем?

Дата публикации:
Источник: Tlum.Ru