4 причины посмотреть «Гофманиаду»

Обзор уникальной работы «Союзмультфильма»

11 октября можно обвести в кружочек как памятный день: в российский прокат наконец-то вышла «Гофманиада», штучный знаковый проект легендарного «Союзмультфильма». Это первая полнометражная лента студии с 1991-го года, на создание ушло 17 лет, в нем поучаствовали великие художники, а над всем этим висит щемяще-нежный силуэт Эрнста Гофмана, романтика и страдальца.

Tlum.Ru сердечно поздравляет «Союзмультфильм» с рождением уникальной работы и рассказывает, почему вам непременно стоит погрузиться в мистику «Гофманиады» лично.

ДРУГИЕ МУЛЬТФИЛЬМЫ, КОТОРЫЕ СОЗДАВАЛИСЬ ДОЛЬШЕ ВСЕГО

Сделано руками

Всем, кто в эпоху доступной и шустрой в производстве 3D-графики продолжает создавать кукольные мультфильмы, можно смело ставить памятник. Это однозначно те случаи, когда искусство создается ради искусства. В «Гофманиаду» кусочки себя вложил целый тандем высококлассных художников — начиная с великого Михаила Шемякина, автора эскизов кукол, заканчивая всей отчаянной съемочной группой с их кропотливейшей тонкой работой.

Чуть-чуть цифр: за один день труда аниматоры создают около 5 секунд экранного времени. На одну минуту у них уходит где-то месяц. Месяц! Другие цифры: для «Гофманиады» создали около 150 кукол, только на одного главного героя — 8. Съемки шли в условиях традиционного кукольного «стоп-моушена», с тонкими лесками-кантинами, гвоздиками, шарнирами и минимумом компьютерной графики.

Одежда шилась из специальных материалов с мелкой текстурой. Все эти крохотные предметы быта сделаны вручную. Самое время выдохнуть восхищенное «ох…».


Реальность
vs. Мечты

О сюжете мультфильма говорить очень трудно и не нужно. Вот минимум, который можно знать заранее: взрослый Эрнст Гофман вспоминает робкую юность, где его скудная жизнь с постылой работой тесно переплетается с вымышленными волшебными мирами. Где в соседе-адвокате он видит зловещего Песочного человека, а в самом себе — пылко влюбленного юношу Ансельма на службе у доброго мага. Где сразу три женщины по-своему воплощают идеал красоты, и Эрнсту предстоит поверить и выбрать ту, что принесет ему счастье.

В синопсисах к «Гофманиаде» вы можете найти информацию, что это романтическая фантазия на тему личных дневников и произведений Гофмана, таких как «Золотой горшок», «Песочный человек» и «Крошка Цахес по прозванию Циннобер». На самом деле это не все — Щелкунчик с Мышиным королем вам тоже встретятся, например.

Ну и соотношение этих сказок в сюжете разное, больше всего по ощущениям «Золотого горшка» со злой колдуньей, Огненным Саламандром и попаданием «под стекло». Кстати, мы уже говорили, что про сюжет говорить не нужно? Так вот. Чтобы получить удовольствие от просмотра, стоит отдать себя этой сказке, не задумываясь над сценарием как таковым. Это романтическая фантазия, которую нужно испытать, чтобы пережить некий катарсис и вынести основную мысль.

Она звучит как лозунг эскапизма: жизнь поэта и есть жизнь в мечтах, а что реальность вокруг такая суровая — отпусти да забудь.

 

Мечта vs. Производство

Неудивительно, что с таким творческим посылом задуманный в советской время мультфильм не получил «зеленый свет». Отрадно, что в начале 2000-х это все же произошло, и процесс закрутился: тонкое создание кукол, тщательная разработка сценария, целая команда талантливых энтузиастов, трудящихся над мечтой. Грустно, что работа так растянулась, и только в прошлом году из первоначально задуманных трех подряд историй решили собрать одну с общим сюжетом.

Конечно, следы этих сложностей в «Гофманиаде» видны. С помощью компьютерных технологий пытались запрятать то, что съемки велись сначала на пленку, а потом на «цифру», но это все равно можно заметить. Первые зрители замечают ошибки «липсинга» (движения губ не совпадают с озвучкой) и нарочитую компьютерную графику. Но это, на наш взгляд, придирки. Особенно на фоне впечатляющей проведенной работы, невероятного количества человекочасов и той самой души, которую все причастные несомненно вложили в «Гофманиаду». В количестве.

По слухам, на съемках не обходилось без чисто гофмановской чертовщинки вроде исчезающих голов кукол.


Современная идея + старинное воплощение

Во время просмотра мультфильма вам легко будет представлять, что это не 2018 год выпуска, а, скажем, 1968. Или любой другой. Ну, пожалуй, за исключением моментов с вышеупомянутой графикой, но их совсем мало. Однако «Гофманиада» не ощущается каким-то пережитком или устаревшим мамонтом, вовсе нет. И посыл, и идея, и даже то самое пресловутое стекло, в которое-таки попадает главный герой, очень и очень современны.

А вы тоже живете под стеклянным колпаком экранов или выбираетесь в реальную жизнь?

Уже сейчас зрители сыпят трактовками, обсуждают замысел и копаются в многозначности смыслов «Гофманиады». Это значит, что создатели справились. Люди будут думать, люди будут осмысливать и обсуждать, и самое главное, мы надеемся, что люди будут смотреть «Гофманиаду». И как пример единственного в своем роде современного отечественного проекта, и как образчик чисто романтического рассуждения о жизни, и как прекрасную иллюстрацию к историям великого немецкого сказочника.

Кстати, а как насчет возраста тех людей? Официальный рейтинг «12+», но на наш взгляд, смотреть можно и намного раньше. Если ребенку не чужды подобные мысли и он не боится кукол, разумеется. Ничего такого, что нужно скрыть цензурой, в мультфильме нет. Зато есть действующая экспозиция кукол «Гофманиады» в музее «Союзмультфильма», так что у вас есть возможность приобщиться к этой истории всесторонне.

Приятного просмотра!

Источник: Novoekino

Еще больше интересного в нашей группе в «Одноклассниках» и ВКонтакте.

 

Интересное по теме:
Как снимали сложную кукольную сцену в «Гофманиаде»
Самые ожидаемые премьеры этой осени

Дата публикации:
Источник: Tlum.Ru